Рейтинг@Mail.ru
Микрофинансисты не боятся ссужать малый бизнес - 15.12.2012, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Микрофинансисты не боятся ссужать малый бизнес

Микрофинансисты не боятся ссужать малый бизнес
Микрофинансисты не боятся ссужать малый бизнес
Читать Прайм в
Дзен Telegram

УСТОЙЧИВЫ В КРИЗИС

Сильнее всего польза от микрофинансовых организаций (МФО) ощущается в малых городах, сообщил в понедельник президент Российского Микрофинансового Центра (РМЦ) Михаил Мамута. При этом наиболее высокие оценки возможностям микрозаймов дают компании, численность персонала которых не превышает трех человек.

В рамках исследования, проведенного РМЦ совместно с фондом Citi, были опрошены владельцы малых и средних предприятий в трех регионах России, при этом часть бизнесменов является клиентами МФО.

У клиентов МФО темпы роста ключевых показателей бизнеса оказались выше по сравнению с предпринимателями, к МФО не обращавшимися. В посткризисном 2010 году 61% опрошенных, пользующихся микрозаймами, отмечали рост прибыли, тогда как среди неклиентов МФО о росте этого показателя сообщили лишь 22%.

По результатам опроса, 90% респондентов отметили повышение прибыли бизнеса в результате обращения к МФО, 55% - увеличение активов, 36% – создание рабочих мест, 30% – расширение "географии" бизнеса. 68% клиентов МФО говорят о повышении доходов домашнего хозяйства в результате обращения к МФО за микрозаймом на развитие бизнеса.

НЕКУДА ПОЙТИ

Более половины респондентов отметили, что средства, полученные от МФО, открыли для них доступ к услугам более крупных финансовых институтов. По словам Мамуты, 10% опрошенных указали на плохую кредитную историю, или ее отсутствие, 52% заявили об отсутствии хорошей отчетности, которая требуется другими кредиторами.

Частой причиной обращения к МФО является отказ остальных потенциальных кредиторов предоставить финансирование – об этом заявили 38% опрошенных. Респонденты также указывают на гибкость требований МФО к потенциальному заемщику, а также возможность срочного получения необходимых средств.

"Для малого и среднего бизнеса выгодно сотрудничество с МФО, потому что у ряда предприятий нет кредитной истории и большого опыта работы на рынке", - пояснил агентству "Прайм" аналитик БКС Экспресс Богдан Зыков.

В то время как банк мог отказать в кредите начинающим компаниям, с помощью МФО можно получить несколько миллионов рублей, причем зачастую с минимальным обеспечением, указал Зыков.

Вместе с тем, проблема заключается в том, что многие компании из-за простоты оформления кредита не уделяют нужного внимания своей бизнес-истории, и могут просто не справиться с поставленными задачами, считает он.

Многим предпринимателям больше не к кому обращаться за оборотными средствами, поскольку у них нет ни кредитной истории, ни внятного бизнес-плана, согласился директор департамента розничного кредитования ЗАО "РУССТРОЙБАНК" Михаил Лазаренко. По его словам, зачастую это "владелец нескольких палаток на рынке, который получает кредит под десятки процентов годовых, однако реальная сумма переплаты составляет вполне реальные для него 20-30 тысяч рублей в месяц".

"Микрофинансовые компании получают большую маржу, но на этом рынке у них больше нет конкурентов, потому что банки не будут связываться с этой группой заемщиков", - указал Лазаренко.

Рабочие места создаются "ценой огромных процентов", но иначе их могло бы вообще не быть, заключил он.

МИКРОЗАЙМЫ ДЛЯ ГЛУБИНКИ

Особенно заметное влияние МФО оказывают на клиентов, имеющих ограниченный доступ к банковскому кредитованию – микробизнес, граждан с невысоким уровнем дохода, жителей "глубинки", а также женщин, которые традиционно составляют "костяк" малого бизнеса в России, отметил Мамута.

Клиентов, которым микрофинансирование помогло увеличить семейный доход, в областных городах и сельской местности на 16% больше, чем в столице региона (73% против 57%). Семьям предпринимателей с низкими доходами на 19% чаще удалось повысить социальный статус, чем более финансово-благополучным (47% против 28%).

Микробизнесу с числом работников от 1 до 3 микрофинансирование на 14% чаще помогало почувствовать себя более уверенным в финансах, чем более крупным малым предприятиям. Среди первых такой эффект ощутили 75% опрошенных клиентов.93% малых предприятий удалось повысить прибыль действующего бизнеса, 71% респондентов из категории "микробизнес" заявили о том, что им удалось повысить доходную часть семейного бюджета.

При отсутствии других источников финансирования, именно услуги МФО помогают развиваться малому бизнесу, указал Мамута. По его словам, это говорит о том, что развитие российского микрофинансового рынка идет в том же направлении, что и во всем мире, заключил он.

"В некоторых регионах микрофинансовые компании являются партнерами госпрограммы поддержки малого и среднего бизнеса, и там небольшим компаниями просто не к кому больше обратиться за финансовой помощью",- согласился Зыков. В таких условиях многие компании обращаются к МФО для того, чтобы пополнить оборотные средства, поскольку участие государства позволяет держать ставки на приемлемом уровне, отметил он.

НЕОДНОЗНАЧНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Темпы роста количества МФО в России в 2012 году приостановились и составляют около 10% в год, отметил Мамута из РМЦ. В 2010 и 2011 годах рост количества МФО составлял около 50% в год.

"За шесть месяцев текущего года на рынке зарегистрировались около 200 новых микрофинансовых организаций. По всей видимости, рынок уже близок к наполнению, такого взрывного роста МФО, как в предыдущие годы не наблюдаем", - сказал он.

По словам Мамуты, около 20% участников рынка не предоставили отчетность за второй квартал 2012 года, что может означать, что эти участники уходят с рынка.

В свою очередь генеральный директор Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Александр Викулин уверен, что российский рынок микрофинансирования демонстрирует все признаки уверенного цивилизованного роста.

"В настоящее время с НБКИ сотрудничают более 700 организаций сектора, выдающие все виды ссуд – от массовых "займов до зарплаты" и потребкредитов до кредитов на развитие бизнеса и пополнения оборотных средств индивидуальным предпринимателям и малому бизнесу", - отметил он.

По его словам, это позволяет микрофинансовым институтам уверенно формировать и занимать нишу небанковского кредитования, на которую в других странах приходится существенная часть рынка заемных средств.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала