Вопрос: Олег Анатольевич, на ваш взгляд, какие из 17 особых экономических зон, под управлением ОАО "ОЭЗ" можно считать успешными?
Ответ: Я не стал бы говорить об успешности той или иной зоны. Они все имеют свою специализацию, все ориентированы на определенные виды бизнеса, кроме того, у них разная география и сроки создания. С точки зрения количественных показателей, конечно, промышленно-производственные зоны всегда будут в лидерах, потому что они связаны с производством конкретных товаров. В сфере технологий и инноваций – это больше вопрос формирования правильных продуктов и услуг. Услуги, по определению, не могут иметь такой же инвестиционной емкости и быть такими же коммерчески привлекательными. Для нас все зоны важны, мы видим большой потенциал их роста и успеха. По нашим данным, в ОЭЗ под брендом РОСОЭЗ работают 320 резидентов из 22 стран мира. Общий объем заявленных инвестиций составил 388 миллиардов рублей. На 1 октября 2012 года фактические инвестиции, вложенные резидентами, составили 63,7 миллиарда рублей, увеличившись за год, по сравнению с 1 октября 2011 года, на 38%. Эту динамику удалось показать после прихода новой команды.
В этом году было введено в эксплуатацию пять новых заводов. Закономерно вырос объем произведенной в ОЭЗ продукции: с 50,3 миллиарда рублей по состоянию на 1 октября 2011 года до 73,6 миллиарда рублей к 1 октября 2012 года или 31,5%. Мы ожидаем, что следующий год у нас будет очень результативным, будет запущено еще восемь-девять заводов и положительная динамика усилиться.
Вопрос: Какие зоны могут похвастаться наибольшим количеством резидентов?
Ответ: Здесь в лидерах технико-внедренческие зоны, в Дубне работают 87 компаний, в ОЭЗ Томск – более пятидесяти. В ОЭЗ "Зеленоград" – тоже достаточно высокий показатель. В основном, это малые и средние инновационные компании, даже есть компания, состоящая из двух человек, которым необходимо помогать. Без поддержки "ОЭЗ" они вряд ли бы решили вопросы с помещениями, с упрощением административных условий ведения бизнеса, с пониженными ставками аренды и так далее. Понимая специфику инновационных зон, повторюсь, в них работают малые и средние компании, мы расширяем свои инфраструктурные предложения. В частности, в ОЭЗ "Зеленоград", мы надеемся, в этом году завершится предварительное согласование проекта лабораторного корпуса, организованного под стандарты так называемых "чистых комнат". Здание будет отвечать самым современным требованиями по инженерным сетям и системам, что очень востребовано для развития проектов в области микроэлектроники и биотехнологий. Аналогичных объектов - всего четыре в мире. И в том, что у резидентов российской ОЭЗ появиться возможность арендовать в нем лабораторные помещения, мы видим серьезные перспективы.
Вопрос: Какие остаются проблемы с согласованием этого проекта?
Ответ: Вопросы возникают с техническими регламентами и стандартами, которые действуют в России. Достаточно сложно проектировать и строить современные производственные комплексы, поскольку они не укладываются в систему технического нормирования, которая сложилась еще в советское время. Существующие требования ГОСТов и СНиПов достаточно сложно порой обойти. На многие виды инженерных систем просто не существует нормативов, нет технической основы. Технологическая часть этих помещений является очень современной, и мы вынуждены в индивидуальной работе с контролирующими органами доказывать, что на территории РФ можно построить такие здания. Мы уже с мая при поддержке правительства Москвы ведем предварительные согласования, потому что должны изначально понимать, сможем ли мы в итоге их построить.
Проект мы делаем в партнерстве с мировыми лидерами в этой сфере. Проектирование и инсталляция инженерных систем будет производиться совместно с компанией "Троникс", маркетинговая компания будет разработана вместе с американской "Frost&Sullivan". Еще до начала строительства мы хотим четко понимать, что минимум 50% этих помещений будут востребованы инвесторами и должны быть заключены предварительные договоры аренды.
Вопрос: Чем все-таки привлекают инвесторов промышленные ОЭЗ? Действительно ли большую роль играют более короткие сроки окупаемости проектов?
Ответ: Наверное, вы правы, привлекает более короткий период инвестиций. Кроме того, для иностранных инвесторов Россия интересна, как еще один рынок сбыта своей продукции. Российский инвестор выбирает нашу площадку, то его как раз больше интересует расширение экспортных возможностей. Любой срок инноваций более длительный. Инновационная сфера бизнеса сопряжена с определенными рисками. Как правило, это стартапы, которые не могут похвастаться большими инвестициями. Их главный капитал - люди и идеи. Мировой опыт знает немало примеров, как из маленьких проектов вырастают компании, чьи технологии и продукты существенно повлияли на техно-промышленный уклад современного мира. Создание благоприятной среды – важная функция инновационных ОЭЗ. Мы понимаем, что разработки ряда компаний на длинной дистанции будут иметь более обширный эффект.
Вопрос: Самыми проблемными остаются туристические зоны, в том числе, на Ставрополье и в Калининградской области, находящиеся под угрозой закрытия?
Ответ: Да, это непростое направление бизнеса. Мы активно сейчас занимаемся четырьмя туристско-рекреационными зонами. Еще по двум зонам нет однозначных решений – правительство РФ не определилось, сохранять их или нет. Сейчас рассматривается возможность или закрыть или передать зону близ Ставрополя в туристический кластер – в "Курорты Северного Кавказа" (КСК), это как вариант.
Вопрос: А что сдерживает процесс организации Калининградской туристической зоны?
Ответ: Сложно определить точное место для реализации нашего проекта, потому что есть проблемы с оформлением земельно-имущественных отношений, продолжаются суды с предыдущими собственниками участков, есть в отдельных случаях сложности с подведением инженерных коммуникаций. Без решения этих проблем, говорить о том, что нужно форсировать создание ОЭЗ, неправильно. Наша задача – определиться со всеми составляющими – с инфраструктурой, с отсутствием обременения прав на землю, в обязательном порядке решить вопрос с якорным инвестором в сфере туризма, потому что, как правило, вокруг них формируются другие объекты ресторанного, торгового бизнеса и тому подобные. Это должен быть профильный инвестор, который реализует свой проект. Скорее всего, площадка будет сдвигаться в сторону поселка Пионерский.
Вопрос: Насколько, по вашим оценкам, туристический комплекс, который предполагается возвести в Калининграде, будет заполняем, какова будет ценовая политика инвесторов?
Ответ: Это один из ключевых моментов. Мы строим инфраструктуру под конкретных резидентов. Для резидентов, также как и для нас, критически важным является вопрос, какое количество туристов потенциально готово посетить его туристический комплекс. От этого зависит объем инвестиций, финансовые расчеты, и наша инфраструктура. Без этого инвестор не будет начинать проект. Мы обсуждаем этот вопрос с каждым инвестором, мы видим модель по Байкалу и Алтаю, понимаем общую картину по Калининграду. Там очень высокая сезонность в летний период, тяжелый провал зимой, отсутствие серьезного трафика в осенне-зимний период и весной.
У Калининграда есть серьезный туристический потенциал, но его недостаточно, чтобы сделать туриндустрию локомотивом, который вытащит Калининградскую область из непростого экономического положения.
Вопрос: Всесезонный курорт, как, например, на Байкале, организовать нельзя?
Ответ: Это сделать невозможно. Там не может быть рекреационного туризма в привычном понимании Турции, Юго-Восточной Азии, Сочи. Там непростой климат, мало мест размещения. Там, как вариант, должен быть событийный туризм, учитывая историческое прошлое Калининграда. Иностранным туристам было бы интересно заходить туда на яхтах или на крупных круизных судах. Поэтому одна из возможностей – развитие таких сегментов туризма на которые есть спрос. Пока же влияние туризма на экономику региона не высоко.
Вопрос: Но в этом случае придется конкурировать также с курортами Прибалтийских республик, где цены ниже при более высоком уровне сервиса…
Ответ: Да, прибавьте к этому возможность упрощенного въезда для калининградцев. Этим многие пользуются. И на тех 50 километрах Куршской косы, которые принадлежат Литве, уже построены гостиницы, существует портовая инфраструктура, но при этом низкая заполняемость вне сезона. Многие туристические объекты на зиму закрываются. Возможно ли это сделать в Калининграде? Наверное, возможно, но это не даст большого эффекта. Например, у нас нет четырехзвездочных гостиниц. И это не потому, что нет желающих их построить, а потому что люди не выбирают это место для отдыха в таком формате. Там нет молодежных "тусовочных" мест. Туда едет турист, чтобы побыть в тишине и спокойствии. Я думаю, что в любом случае ситуация будет меняться, потому что Калининград ближе к центру России, чем восточные проекты, что позволит существенно увеличить трафик при условии решения инфраструктурных проблем, снижения стоимости авиаперелетов, улучшения внутренней ситуации в Калининграде.
Вопрос: Как развиваются портовые зоны?
Ответ: Надеемся, что ситуация изменится по Хабаровску, возможно, до конца года мы доработаем проект планировки и внесем изменения в проект постановления правительства. Внутренние проблемы мы до конца года решим. Кроме того, потенциально там можно будет вести речь о расширении территории, включив в него порт Ванино. Пока это предварительный уровень, такой вариант обсуждался на недавней встрече в министерстве с участием потенциальных инвесторов и администрацией края. Законом такая возможность предусмотрена
Расстояние между "Советской гаванью" и "Ванино" по акватории 42 км. Создание ОЭЗ на двух площадках исключит ненужную конкуренцию между бизнесом, который развивается и в порту Ванино, и в Советской гавани, создаст одинаковые условия для нормальной конкуренции и за транспортные потоки и за грузовую базу. Но там достаточно серьезно стоит вопрос об обеспечении любой территории сопутствующей, в том числе железнодорожной инфраструктурой. Если не решаются узкие проблемы Кузнецовского тоннеля, Транссиба, то это ставит серьезные ограничения на возможности развития особых зон, и наши планы серьезно завязаны на планы железной дороги по увеличению грузовой базы.
Вопрос: Что говорит РЖД?
Ответ: У РЖД свая большая инвестпрограмма. Программа развития РЖД в части Хабаровска напрямую связана с объемом финансирования, которое может выделить РЖД.
Вопрос: ОАО "ОЭЗ" не может хотя бы частично профинансировать железнодорожную инфраструктуру? Может быть имеет смысл создать какое-нибудь совместное предприятие и построить то, что требуется?
Ответ: По российскому законодательству РЖД является собственником железнодорожных путей. В целом, я считаю неэффективным, если мы будем совместно с Газпромом строить газотранспортные объекты, совместно с РЖД железнодорожные пути, с нефтяными компаниями - трубопроводы и так далее. Мы обеспечиваем всю инфраструктуру внутри площадки. В части внешней инфраструктуры, для нас важно, чтобы РЖД нас поддержало. Это является ключевым вопросом в любой портовой ОЭЗ.
Вопрос: По этой причине, наверное, не стоит ожидать в ближайшее время создания новых особых портовых зон?
Ответ: В целом, при организации портовых ОЭЗ требуется гораздо большее количество объектов инфраструктуры, помимо железнодорожной, это и объекты таможенной службы, Пограничной службы.
По Ульяновской зоне гораздо больше положительных новостей, сейчас завершается разработка проекта планировки. Это не мешает нам привлекать инвесторов, в том числе крупных. Например, американская компания AAR, планирует реализовать инвестпроект, связанный с техническим обслуживанием и ремонтом воздушных судов.
Вопрос: Есть ли решение по Острову Русский, где еще на стадии подготовки к саммиту АТЭС говорилось об организации ОЭЗ? И реально ли одновременно создать зоны и туристическую и технико-внедренческую?
Ответ: Для этого необходим ряд ключевых показателей, и желание региона, и поддержка со стороны и Минэкономразвития, и правительства. Идеи, как это можно сочетать два типа ОЭЗ в одном регионе мы предложили, считаем, их верными и жизнеспособными. Но насколько это будет в дальнейшем реализовано, пока сказать сложно.
Вопрос: Чего не хватает для принятия решения?
Ответ: Сейчас это вопрос согласования позиций – уточнение направлений, трафика, финансовой модели, чтобы были подготовлены паспорта по тем проектам, которые обязательно нужно сделать, несколько проектов было по туристическому направлению, несколько – по кластеру инноваций. Мы ждем, когда это логически завершится, чтобы можно было подтвердить, что на острове Русский будет особая экономическая зона.
Вопрос: Вы работаете в компании полтора года, что вы можете отнести к достижениям вашей команды?
Ответ: Были внесены изменения в штатный состав и сформированы новые команды по различным направлениям нашей деятельности. Мы серьезно изменили работу инвестиционного блока, сделали ее более адресной. Мы укрепили и расширили инфраструктуру нашей международной коммуникации. "ОЭЗ" широко участвует в крупнейших международных и российских бизнес-объединениях, недавно мы присоединились к Российско-французской, Российско-итальянской торговым палатам, готовимся вступить в Американскую торгово-промышленную палату. Мы проводим адресные презентации по отдельным особым экономическим зонам за рубежом, используем международную аналитическую информацию для работы с инвесторами, для понимания, какие проекты им интересно будет развивать в России.
Эта работа дает результаты. К нам идут очень крупные компании. За полтора года в ОЭЗ пришли отраслевые лидеры в области химии, машиностроения, логистики, автомобилестроения: 3М, Armstrong, Arcray AAR Corp, Praxair, RR Donnelley, Lanxess, Edscha, Bosch, General Motors и еще несколько крупных компаний, назвать которые я смогу чуть позже. Интересных проектов много. И качество их растет год от года. Также нас радует динамика фактических инвестиций и произведенной продукции действующими резидентами ОЭЗ. Как я уже упоминал за последний год прирост фактических инвестиций составил 38%, а выпускаемой продукции на 31,5%.
Вопрос: Над чем еще предстоит поработать, какие изменения ожидаются в ближайшее время?
Ответ: Сейчас мы вносим изменения в работу других направлений – финансового блока, ожидаем конкурса на разработку международных стандартов финансовой отчетности. Рассчитываем, что отчетность компании за предыдущий год и два последующих (2012-2014) будут аудировать крупнейшие аудиторские компании. Это позволит правильно капитализировать наш бизнес и со стороны взглянуть на ту структуру управления, которая имеется. Мы будем привлекать международные консалтинговые компании к оптимизации наших бизнес процессов, к выработке новой операционной модели, к выведению на более высокий уровень нашу IT-инфраструктуру. Сейчас мы актуализируем стратегию развитию компании до 2020 года. Важно правильно расставить акценты между извлечением прибыли и выполнением функций института развития. От этого будет зависеть наша финансово-операционная модель – должны ли мы быть инвестиционно-окупаемы, какова должна быть наша рентабельность, ключевые показатели эффективности.
Вопрос: ОАО "ОЭЗ", с одной стороны, является акционерным обществом, хозяйствующим субъектом, с другой стороны - институтом развития. Как, все-таки, на Ваш взгляд компания должна себя позиционировать?
Ответ: Я считаю, что мы являемся глобальным институтом развития, который должен выходить на коммерческую окупаемость, но, целью которого не должно являться только извлечение прибыли. Максимизация прибыли означает снижение привлекательности для наших резидентов, поскольку мы будем вынуждены как, например, управляющие компании индустриальных и технопарков, стремиться к повышению стоимости наших услуг. Наши задачи – увеличение инвестиций, привлечение в реальный сектор экономики компаний, обладающих высокими технологиями, которые готовы на территории России производить продукцию и которые выбирают между Россией и другими глобальными рынками.
Многие инвесторы нам открыто говорят, что выбрали для реализации своих проектов Россию вместо рынка Юго-Западной Азии, Турции, которая тоже динамично развивается, Польши, Китая. Мы за этих инвесторов боремся, поэтому вопрос окупаемости наших инвестиций важный, но не главный.
Вопрос: Минпромторг готовит ряд отраслевых стратегий, будет ли увязана с ними работа ОАО "ОЭЗ" по обновлению своей стратегии?
Ответ: Эта работа будет вестись параллельно. В случае, если Минпромторг, другое министерство будет разрабатывать и принимать отраслевую стратеги, конечно, мы будем на них ориентироваться, потому что особая экономическая зона имеет конкретное приложение. И если министерство видит необходимость развивать, например, авиацию, судостроение (тем более, что принят закон о судостроительных ОЭЗ), то ОЭЗ будет хорошим инструментом реализации стратегии, которую разработало то или иное министерство.
Вопрос: Может ли такой подход теоретически расширить список типов зон?
Ответ: С точки зрения общих подходов, имеющиеся типы зон закрывают весь спектр отраслей. И технико-внедренческие, и промышленно-производственные зоны позволяют сегодня привлекать инвесторов для производства высокотехнологической продукции. Скорее наоборот, движение должно идти в обратном направлении. Мы стремимся убрать ненужную, на наш взгляд, унификацию, когда в промышленных или технико-внедренческих зонах существует только определенный законом разрешенный вид деятельности. Последние резиденты, которые приняли для себя решение войти в ОЭЗ, на территории промышленно-производственной зоны создают свои R&D-центры и инженерные лаборатории (например, у General Motors было такое условие). Мы, таким образом, минимизируем издержки. Как показывает международная практика, новые разработки в сфере промышленности значительно превышают объем разработок, которые проведены в отдельных лабораториях или университетах.
Вопрос: Недавно у президента было совещание по развитию науки. Не ожидаете ли вы увеличения финансирования технико-внедренческих зон?
Ответ: На совещании у президента больше речь шла о поддержке научных коллективов и институтов. Мы готовы дать площадку с хорошим административным режимом и таможенными и налоговыми льготами для реализации проектов, которые будут созданы этим научными коллективами. Рядом со всеми четырьмя технико-внедренческими зонами работают университеты и научные центры, и это позволяет быстрее переходить от стадии исследования в стадию разработок промышленных образцов и дальнейшей коммерциализации. Это было одним из ключевых решений, когда создавались ОЭЗ в Дубне рядом с ОИЯИ и в Зеленограде на базе МИЭТа и. Там существуют и хорошие научные коллективы, команды, которые способны эти разработки реализовывать.
Вопрос: Как сейчас складывается сотрудничество с фондом "Сколково", можно ли говорить о каких-то практических результатах?
Ответ: Я полагаю, что в ближайшее время мы перейдем уже к стадии коммерциализации научных разработок "Сколково". У нас есть определенные договоренности, и резиденты наукограда, которые сейчас имеют подобные разработки, рассматривали нашу площадку в Дубне для производства образцов в промышленных масштабах.
Марина Градова, Прайм