Мосгордума на заседании в среду приняла закон, увеличивающий с 1 января 2013 года размер транспортного налога примерно на 600 рублей в расчете на одного автовладельца.
В частности, для автомобилей с двигателем от 70 до 100 лошадиных сил налоговая ставка вырастет с 7 до 12 рублей за 1 лошадиную силу, от 100 до 125 лошадиных сил - с 20 до 25 рублей, от 125 до 150 лошадиных сил – с 30 до 35 рублей. Легковые автомобили с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил по-прежнему не будут облагаться налогом.
Власти Москвы считают данное повышение незначительным, отмечая, что максимальные тарифы введены лишь по дорогим автомобилям, тогда как другие города уже вышли на более серьезные ставки по всем категориям. Доходы от налогов несоизмеримы с теми расходами, что город несет на строительство дорог, отмечают чиновники.
Так, в 2012 году сборы транспортного налога в городе составили 12 миллиардов рублей, акцизы на горюче-смазочные материалы – 17 миллиардов рублей. А расходы только на текущее содержание и ремонт дорог – 46 миллиардов рублей. Разница покрывается за счет других доходов бюджета. В 2013 году транспортный налог увеличится лишь на 2,5 миллиарда рублей, указывают представители столичных властей.
В ряде других регионов транспортный налог в 2013 году тоже вырастет. Так, в Костромской области рост составит 5-12%, в Самарской области – 15%.
Дискуссии о необходимости повышения этого налога, изменении методики его расчета и о самой его целесообразности ведутся давно. Так, Минпромторг предлагал повысить ставки транспортного налога и ОСАГО на старые и неэкологичные автомобили, дабы стимулировать обновление автопарка. Однако пока эти меры не встретили поддержки.
Федерация автомобилистов России уже давно настаивает на полной отмене транспортного налога, считая, что он не обоснован и противоречит здравому смыслу. Организация намерена обратиться с такой инициативой к правительству и уже собрала 100 тысяч подписей за отмену налога.
МАКСИМУМ И МИНИМУМ
Сейчас ставки транспортного налога прописаны в Налоговом кодексе РФ, однако регионы имеют право корректировать их размер на местном уровне собственными законами. Ставки могут быть уменьшены или увеличены, но не более чем в десять раз.
В настоящее время минимальная ставка налога на автомобили с двигателем до 100 лошадиных сил составляет 2,5 рубля за одну лошадиную силу, от 100 до 150 лошадиных сил – 3,5 рубля, от 150 до 100 лошадиных сил – 5 рублей. Самой значительной пока является ставка налога на автомобили с двигателем мощностью свыше 250 лошадиных сил – 15 рублей за одну лошадиную силу.
Однако летом 2012 года в рамках обсуждения налога на роскошь были приняты поправки в Налоговый кодекс, согласно которым для престижных машин мощностью свыше 410 лошадиных сил с 1 января 2013 года ставка вырастет до 300 рублей за одну лошадиную силу. Это не коснется автомобилей, используемых в спортивных соревнованиях.
Законопроект также предусматривает увеличение в пять раз средних ставок транспортного налога для мощных мотоциклов (с двигателем свыше 150 лошадиных сил), за исключением мотоциклов, используемых исключительно для участия в спортивных соревнованиях, а также гидроциклов (свыше 150 лошадиных сил), катеров и яхт (свыше 300 лошадиных сил). По остальным ставкам пока ничего не менялось.
ЛИДЕРЫ И АУТСАЙДЕРЫ
Мы постарались сравнить ставки налога на транспорт в ряде регионов России. Как видно из получившейся таблицы, Москва далеко не лидер по их размерам, а сам размер не всегда зависит от поправки на северные условия, часто не позволяющие передвигаться на "слабосильном" автомобиле.
НИ БЮДЖЕТУ, НИ ГОРОДУ
Опрошенные агентством "Прайм" эксперты не видят особого смысла в увеличении ставки транспортного налога. По мнению главного экономиста ИК "Уралсиб Кэпитал" Алексея Девятова, транспортный налог не оказывает никакого значимого влияния на формирование доходной части бюджета.
Это совсем незначительные деньги в масштабах бюджета, и увеличение этого налога ни к какому сокращению дефицита не приведет, считает он. "Вообще непонятно, зачем его собирают. Во всем цивилизованном мире этот налог включен в акцизы на бензин, у нас это собирались сделать, но так и не сделали", - рассуждает Девятов.
Президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин отмечает, что транспортный налог в РФ носит нецелевой характер. "Раньше деньги шли на дороги, инфраструктуру и т.п. – было понятно, за что платим. Сейчас этого нет, налоги идут в общий карман, из которого распределяются непонятным образом", - отметил он.
Эксперт подчеркнул, что ему, как налогоплательщику, хотелось бы знать, куда уходят его деньги. "Если бы мне сказали, что на собранные налоги построен мост или новая дорога, но немного еще не хватает, поэтому надо повысить ставки – я бы понял и заплатил. Но этого нет, к сожалению", - констатировал он.
По мнению Травина, автомобилисты могут регистрировать машины в других регионах, чтобы избежать уплаты повышенного налога, но массовым это явление не станет. Во-первых, там надо зарегистрироваться или найти знакомых, во-вторых, можно столкнуться с повышенным тарифом, например, ОСАГО, что "съест" всю экономию.
Наталья Карнова, Прайм