Формальным поводом для вчерашнего снижения рынков стала греческая тема. Однако реакция наших участников на внешний негатив нам представляется все же чрезмерно эмоциональной, что впору говорить о своеобразном «затмении» в умах. Кстати, между вчерашним провалом и аналогичным рыночным минимумом (24 мая) прошло ровно 173 дня – это точный цикл повторяемости лунно-солнечных затмений. Есть и более приземленная причина у вчерашнего падения – приближающееся исполнение опционов. Как бы то ни было, мы считаем это движение локальным и неустойчивым и по-прежнему оцениваем текущую ситуацию как благоприятный момент для входа в рынок на перспективу ближайших 4-5 месяцев.
Внешние рынки продолжают отыгрывать греческую тему. Тройка международных кредиторов (ЕК, ЕЦБ и МВФ) держит драматическую паузу, пытаясь не мытьем, так катаньем добиться от греков большей уступчивости по вопросу приватизации госсобственности. Полагаем, что в итоге кредиторы добьются своего, и принятие решения по финансовой помощи – вопрос самого ближайшего времени. Мы считаем, что греческая тема постепенно теряет свою актуальность, и рынки уже начинают переключаться на другие горячие темы. Первым в этом ряду стоит тест на договороспособность американских властей по случаю фискального обрыва. Переговорный процесс по бюджету уже запущен. На этой неделе у президента Обамы намечены встречи с конгрессменами, лидерами профсоюзов, представителями деловых кругов, что наверняка создаст насыщенный информационный фон по данной проблеме, а спекулянты получат повод для игры на ожиданиях.
Среди выходившей в эти дни макроэкономической статистики наиболее интересными нам показались данные из Китая, который рапортовал о существенном замедлении инфляции. Меры, предпринятые монетарными властями по охлаждению экономики, увенчались успехом. За период с июня 2011 индекс потребительских цен снизился с 6,5 до 1,7%. На этом фоне рост агрегата денежной массы М2, получивший ускорение в 3 квартале, представляется вполне оправданным и укладывается в стратегию китайских товарищей по дальнейшему стимулированию экономического роста. Все это дает основания говорить о том, что мягкая посадка китайской экономики состоялась, и впереди новый виток циклического роста китайской экономики.
С некоторой осторожностью, но такой же прогноз мы готовы сделать и в отношении перспектив российской экономики. Многие участники весьма негативно восприняли последние данные по российскому ВВП, который в третьем квартале замедлился до 2,9% - минимального значения за три посткризисных года. Однако не следует забывать, что этот слабый результат есть прямое следствие инвестиционного коллапса 2008-2009 гг. Хорошо известно, что продолжительность инвестиционного цикла составляет около 3-4 лет. Следовательно, нынешний провал ВВП вполне закономерен - что посеешь, то и пожнешь. В нашем недавнем прошлом такой же циклический провал экономики наблюдался после кризиса 1998 года, когда после восстановительного роста до 12,1% в конце 1999 года темп роста ВВП замедлился до 3,8% в первом квартале 2002 года, т.е. спустя те же самые ~3,5 года от пика кризиса. Не исключено, что в настоящий момент российская экономика проходит аналогичную точку циклического дна".