В ходе подготовки ко второму чтению состоялось четыре заседания комитета Госдумы по бюджету и налогам совместно с профильными комитетами. Также было проведено заседание депутатской комиссии по преодолению разногласий по поправкам. В результате в проект бюджета внесены 163 поправки. При этом 205 поправок попали в таблицу отклоненных.
Как пояснил журналистам первый зампред Госдумы Александр Жуков, поправками прежде всего решены задачи, поставленные в постановлении Госдумы о принятии бюджета в первом чтении. Принятыми поправками перераспределены более 170 миллиардов рублей.
ПОДГОТОВКА КО ВТОРОМУ ЧТЕНИЮ
Депутаты выделили дополнительные средства на предоставление субсидий общественным организациям инвалидов и иным некоммерческим объединениям в размере 135 миллионов рублей, субсидий некоммерческим организациям (за исключением государственных и муниципальных учреждений) на реализацию творческих проектов в сфере культуры - 857,3 миллиона рублей.
На увеличение фундаментальных прикладных научных исследований дополнительно выделено 22 миллиарда рублей.
Поправками также выделены средства на предоставление субсидий субъектам РФ на приобретение оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК) в сумме 1,7 миллиарда рублей. Предусмотрены средства на строительство бассейнов при вузах Минздрава (300 миллионов рублей) и Минобразования (1 миллиард рублей).
Кроме того, увеличены ассигнования на создание и запуск системы учета правовой статистики Генеральной прокуратуры - на эти цели выделяется более 1,2 миллиарда рублей.
В 2013 году предусмотрена возможность предоставления бюджетных кредитов на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах РФ в сумме 8 миллиардов рублей.
Распределены средства в сумме 5 миллиардов рублей на государственную поддержку отдельных отраслей экономики в связи вступлением России в ВТО. В том числе организациям лесопромышленного комплекса выделено 800 миллионов рублей, легкой и текстильной промышленности - 675 миллионов рублей, производителям композитных материалов и редкоземельных металлов - по 1 миллиарду рублей, сельхозпроизводителям - 300 миллионов рублей, организациям рыбохозяйственного комплекса - 200 миллионов рублей плюс 200 миллионов на научно-исследовательские работы в рыбохозяйственном комплексе.
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ БЮДЖЕТА
Федеральный бюджет на 2013 год формировался исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 66,515 триллиона рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,5%.
Параметры бюджета на 2014 и 2015 годы определены исходя из прогнозируемого объема ВВП в 73,993 триллиона и 82,937 триллиона рублей соответственно и инфляции не выше 5%.
Цена на нефть, заложенная в макроэкономическом прогнозе на 2013, 2014, 2015 годы, составляет 97, 101 и 104 доллара за баррель соответственно. При использовании бюджетного правила цена на нефть, заложенная в расчете доходов и расходов бюджета, учтена в размере 91, 92 и 93 доллара за баррель соответственно.
Согласно проекту закона, прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в 2013 году составит 12,866 триллиона рублей. Общий объем расходов определен в сумме 13,387 триллиона рублей. Таким образом, дефицит федерального бюджета составит в 2013 году 521,415 миллиарда рублей, или 0,8% ВВП.
На 2014 и 2015 годы доходы бюджета определены в размере 14,063 триллиона и 15,616 триллиона рублей. Общий объем расходов в 2014 году, согласно законопроекту, составит 14,207 триллиона рублей, в том числе условно утвержденные - 355 миллиардов. На 2015 год расходы прогнозируются на уровне 15,626 триллиона рублей, условно утвержденные - 781,3 миллиарда. Дефицит бюджета на 2014 год заложен в сумме 143,6 миллиарда, на 2015 год - в сумме 10,8 миллиарда рублей (0,2% ВВП и 0,01% ВВП).
Финансировать дефицит бюджета планируется преимущественно за счет госзаимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.
ГОСЗАЙМЫ И НАЦФОНДЫ
В 2013 году предусматриваются заимствования на внешнем рынке в размере 7,271 миллиарда долларов, что соответствует уровню 2012 года. Предполагается также значительный объем заимствований с внутреннего рынка: в 2013 году - 1,213 триллиона рублей, в 2014 году - 842,178 миллиарда рублей, в 2015 году - 1,115 триллиона рублей.
Нормативная величина Резервного фонда принимается равной 7% ВВП. После достижения нормативного объема Резервного фонда не менее половины дополнительных нефтегазовых доходов могут быть направлены в Фонд национального благосостояния. Оставшиеся средства предполагается направлять на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов.
Прогнозируемая величина Резервного фонда по итогам 2013 года составляет 3,174 триллиона рублей, 2014 года - 3,882 триллиона рублей, 2015 года - 4,723 триллиона рублей.
Прогнозируемая величина Фонда национального благосостояния на конец 2013 года определена в размере 2,770 триллиона рублей, 2014 года - 2,843 триллиона рублей, 2015 года - 2,848 триллиона рублей.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВУ
В постановление Госдумы о принятии бюджета во втором чтении включены рекомендации правительству РФ рассмотреть вопрос о выделении дополнительных средств на обеспечение программной деятельности российских центров науки и культуры Россотрудничества за рубежом.
Правительству рекомендовано рассмотреть вопрос о дополнительном выделении средств на обеспечение работы Парламентской ассамблеи ОДКБ, обеспечение финансовой помощи регионам для обеспечения жильем детей-сирот.
Кроме того, депутаты рекомендовали правительству рассмотреть вопрос о выделении средств на празднование 250-летия Государственного Эрмитажа, на ввод второй сцены Государственного академического Мариинского театра и на строительство Хакасского краеведческого музея.
При обсуждении проекта закона представители правительства согласились с тем, что дополнительные доходы бюджета в 2013 году будут в приоритетном порядке направляться на поддержку сельского хозяйства и техническое перевооружение агропромышленного комплекса.