Одномоментный эффект fiscal cliff, согласно подсчетам Бюджетного управления Конгресса, составит 607 млрд долл. (см. таблицу 1). Учитывая долгосрочно совпадающие позиции партий по вопросу снижения госрасходов, главным камнем преткновения станет "доходная часть" fiscal cliff, а именно – отмена/продление "бушевских" сниженных налоговых ставок, которые вместе с другими налоговыми мерами составляют более 60% эффекта fiscal cliff.
Таблица 1. Изменения в доходах и расходах бюджета США в случае наступления fiscal cliff (2013 финансовый год)
Введенные в 2001 г., они были продлены в начале декабря 2010 г. для всех категорий населения еще на два года. Отметим, что в ходе состоявшихся в ноябре 2010 г. промежуточных выборах в Конгресс республиканцы вернули себе контроль в Палате представителей, (242 места против 179 мест в предыдущем созыве), а также укрепили свои позиции в Сенате на 6 мест до 47 мест, что усилило их переговорную позицию.
Таблица 2. Планируемые увеличения доходной части бюджета США в предстоящий 10-летний период
Сейчас демократы предлагают продлить "бушевские" сниженные налоговые ставки еще раз, но с существенной оговоркой – только для семей с годовым доходом менее 250 тыс. долл. Республиканцы жестко настаивают на "фронтальном" сохранении текущих сниженных ставок, в том числе и для состоятельных американцев.
Отметим, что летом 2011 г. обе партии были близки к заключению соглашения снизить дефицит на 4 трлн долл. за 10 лет, при этом "вклад" дополнительных доходов должен был составить 800 млрд долл. Однако из-за предложения Б. Обамы увеличить "вклад" дополнительных доходов до 1,2 трлн долл. переговоры сорвались. В настоящий момент предложенный президентом бюджет предусматривает дополнительные доходы около 1,5 трлн долл. (см. таблицу 2), однако, по словам Б. Обамы, эта сумма может быть предметом обсуждения.
Представители Республиканской партии ранее указывали на компромиссный вариант в 1 трлн долл.
Между тем уверенная победа Б. Обамы на выборах (332 голоса выборщиков при необходимых 270 голосах), судя по всему, начала вносить коррективы в позицию республиканцев. Уже несколько видных представителей партии, включая советника по экономическим вопросам М. Ромни и лидера партии в Палате представителей, заявили о возможности повышения налогового бремени для состоятельных граждан. Однако на прямое повышение налогов они по-прежнему идти не готовы, предлагая нарастить "доходную часть" в данном случае через сокращение налоговых преференций и лазеек. В свою очередь демократы выразили готовность сократить социальные программы (Medicare, Medicaid и т.д.), но только в увязке с повышением налогов.
Существенным фактором для дополнительного смягчения позиции республиканцев может оказаться общественное мнение. По данным опроса Pew Research Center и Washington Post, проведенного 8-11 ноября, в случае реализации сценария fiscal cliff 53% опрошенных будут винить в этом именно Республиканскую партию и лишь 29% – Б. Обаму. В целом 51% американцев считают, что сценарий fiscal cliff реализуется (не считают это вероятным лишь 38% респондентов).
Примечательно, что рынки, хотя и находятся под давлением неопределенности вокруг fiscal cliff, пока, судя по всему, все же надеются, что политикам удастся договориться. За поствыборный период доходность UST10 снизилась на 17 б.п. до 1,58% к текущему моменту, однако она все же на 19 б.п. выше исторически минимального уровня (1,39%), достигнутого в конце июля т.г., когда основными факторами спроса на защиту "десятки" являлись долговые проблемы Европы (см. Диаграмму).
Рынок нервничает из-за fiscal cliff, но сценарий катастрофы пока не рассматривает
Если следовать этой логике, доходность UST10 сейчас должна обновлять исторический минимум, учитывая, что на этот раз негативный фактор является более "близким" и существенным для экономики США (по прогнозу Бюджетного комитета Конгресса, fiscal cliff приведет к падению ВВП США в 2013 г. на 0,5% и росту безработицы до 9,1% с текущих 7,9%). Отсутствие такой динамики, а также умеренное снижение "индекса страха" VIX, по нашему мнению, свидетельствует о надеждах рынка избежать падения с "фискального обрыва".
Учитывая разные сроки, необходимые для урегулирования вопросов по "бушевским" налоговым льготам и долгосрочному снижению дефицита, мы не исключаем двухступенчатого сценария решения проблемы fiscal cliff: до конца т.г. – устранить угрозу одномоментного "фискального сжатия" (автоматические меры сокращения госрасходов и повышение налогов вступят в силу 1-2 января), а переговоры по дефициту бюджета отложить на 2013 г.
Отметим, что Moody’s и Fitch на прошлой неделе высказались по поводу fiscal cliff. Moody’s намерено в случае реализации fiscal cliff оценить эффект на экономику США и лишь затем принимать решение по суверенному рейтингу, в то время как для Fitch сама неспособность политиков договориться может стать поводом для негативного рейтингового действия".