"Мы сейчас завершаем работу по мониторингу цен на рынке авиаперевозок. Наша задача – сделать серию сопоставимых маршрутов на разные дальности, к примеру, 500 км, 1000 км, 3000 км и более протяженные... Для нас это является информационной базой для применения возможных мер антимонопольного воздействия", - сказал он.
ФАС намерена сравнивать маршруты, сопоставимые по условиям перевозки, и внутри России, и между странами СНГ, а также маршруты из СНГ в третьи страны и даже маршруты в третьих странах, выполняемые российскими авиакомпаниями. "Мы считаем, что не могут цены в России существенным образом отличаться от цен, которые авиакомпании применяют в других странах", - подчеркнул Голомолзин.
По результатам этой работы будет легко выявить случаи несправедливого завышения цен на авиабилеты в нашей стране, отметил замглавы ФАС. Информационная база, составленная по результатам мониторинга, добавил он, будет опубликована на сайте ФАС для всеобщего сведения. Пассажиры с ее помощью смогут сделать выбор в пользу той или иной авиакомпании, а авиакомпании получат ориентиры по тарифной политике.
По словам Голомолзина, речь идет пока об анализе цен на маршрутах регулярного сообщения, хотя он не исключил, что впоследствии мониторинг охватит и чартерные перевозки.
Он отметил, что антимонопольный орган в целом не устраивает принятая в нашей стране система продаж авиабилетов, которая, по словам замглавы ведомства, похожа на "черный ящик". "Часто бывает, что бизнес-класс свободен, но при этом цена неприемлемо высока. Казалось бы, система управления продажами должна реагировать на такую ситуацию снижением цены, но компании этого не делают", - заметил он.
Голомолзин напомнил, что в существующей системе билеты, продающиеся заранее, дешевле тех, что приобретаются ближе к дате вылета. "Но при этом, скажем, нет такого механизма, как по горящей путевке, чтобы в последний день при незагруженном самолете снижались цены на билет", - указал он.
"Мы полагаем, что это экономически неэффективно и необоснованно, но авиакомпании говорят, что это общеиспользуемая в мире система управления продажами", - сказал замглавы ФАС.
По его словам, все эти вопросы станут предметом обсуждения на заседаниях экспертного совета при ФАС, чтобы найти подходы к реформированию существующего порядка.
Еще один вопрос, интересующий российских антимонопольщиков, – непрозрачная система информирования пассажиров об услугах, которые они приобретают, купив авиабилет. "Пассажиры в билете видят соответствующие шифры латинскими буквами, но не понимают, что за этим стоит", - пояснил он.
Например, по словам Голомолзина, только по экономическому классу могут применяться 13 различных категорий обслуживания и бронирования, а также 17 различных категорий тарифов. В этом контексте, отметил он, есть очень большие сомнения, что пассажиры понимают, какую услугу они приобретают, и в какой мере эта услуга соответствует стоимости.
Полную версию интервью читайте на сайте АЭИ "Прайм".