Экономика в здоровом состоянии, несмотря на решение Moody’s, заявили официальные лица. Банковская система – тоже, и мы не согласны с анализом агентства. Moody’s ответило, как подобает: если не будет реформ, то мы еще понизим рейтинг, благо прогноз – негативный. А главное обоснование понижения, кстати – именно экономический рост, который оказался под угрозой, и, следовательно, состояние бюджета.
Надо полагать, что в агентстве не слишком полагаются на позитивное развитие событий из-за реформ Олланда – иначе могли бы и повременить с таким решением (очередному левому правительству Франции – полгода).
По идее, ESM должен теперь с полным правом, как минимум, носить негативный прогноз кредитного рейтинга – каковой он и носит от того же Moody’s. Как минимум, потому что теперь и ААА оправдать не так просто. (Еще только в первой декаде октября ESM получил ААА от Moody’s и др.) Но снижение рейтинга ESM – очень логичный, но и очень трудный с политической точки зрения шаг, и Moody’s пока отделались довольно туманными заявлениями в том духе, что тут как раз спешить не стоит.
Однако все это не произвело (пока) особого впечатления на рынки. По крайней мере, очень ограниченное впечатление.
Во-первых, понижения рейтинга ждали.
Во-вторых, S&P тут оказался расторопнее.
В-третьих, не зря Драги старался инкапсулировать рынок – ценообразование на нем отнюдь не отражает фундаменталии, причем давно.
Конечно же, французские официальные лица говорят, что рынок-то как раз отражает, в отличие от Moody’s, конечно, итальянские правительственные представители еще ранее хором твердили, что рынок был неправ, когда понимал спрэды. А стал прав, когда Драги пообещал больше не давать ему заниматься таким безобразием и бесчинством, как… рыночное ценообразование.
Ну, и вдобавок, немаловажно, что ЕЗ все же выработала расписание для выдачи Греции такого нужного ей кредита, с учетом набежавших отсроченных из-за трудных переговоров платежей – 44 млрд.евро. Теперь дата транша – 5 декабря. Формально, начиная с сего дня, Греция должна согласовать ряд предварительных условий (говорят, что и тут не все гладко: греки не хотят сокращать 20 тыс.бюджетников, как требует troika), а в течение недели должно быть проконтролировано выполнение прошлых пунктов повестки дня В начале декабря министерства финансов ЕЗ примут "окончательное решение", подпишут с греками новые бумаги – и вперед. Греция получит к 2014 г. долг/ВВП на уровне 190%, большая удача!
Каждый из пунктов плана, конечно же, несет в себе потенцию к вялым дискуссиям бюрократов, отнюдь не вялым демонстрациям на улицах, новых отсрочек и т.п. Ничего нового не слышно и о конфликте внутри troika – между ЕС и МВФ.
Однако надо понимать, что ЕС, "помогая" Греции, де факто дает деньги сам себе (да еще и немного привлекает средств от МВФ), и потому мало кому – кроме самих греков! – интересно сегодня ритуальное соблюдение бюрократических процедур, без которого вся история приобрела бы и вовсе сомнительный характер.
Для рынков Франция – все равно экономика ААА, с очень низкими спрэдами (левая ось). Пока, во всяком случае. Мы уже выражали удивление этим фактом ранее, делая вывод об активности огромной французской банковской системы как одной из главных причин парадокса".