БЮДЖЕТ ГРАМОТНЫЙ, НО ОПТИМИСТИЧНЫЙ
Главный финансовый документ страны на минувшей неделе прошел третье чтение в Госдуме, на очереди рассмотрение в Совете Федерации и, в случае одобрения - подписание президентом.
Член Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Евгений Федоров полагает, что новый бюджет стал более четким и эффективным по исполнению функций. "Это профессиональный, грамотный документ", - отметил он.
Одна из важных тенденций нового бюджета – сохранение зависимости от нефтегазового экспорта. По итогам 2012 года доходы от энергоносителей превысят 50%, то же ждет Россию и на протяжении трех последующих лет, полагает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Елена Пенухина.
При этом цены на нефть в бюджет заложены весьма консервативные. А вот оценки темпов экономического роста РФ чрезмерно оптимистичны, считает ведущий научный сотрудник института "Центр развития" НИУ-ВШЭ Андрей Чернявский. "Для тех темпов, на которые ориентирован бюджет, необходим приток инвестиций, а они пока снижаются, и оснований для смены тренда не видно", - пояснил эксперт. Кроме того, Минэкономразвития РФ закладывает в прогноз рост частных инвестиций с 2013 года, хотя макроэкономических подтверждений этому пока не видно, добавил он.
РАСХОДЫ, РАСХОДЫ…
Расходная часть бюджета остается объемной, и обойтись без этого невозможно, констатируют эксперты. Помимо уже не раз обозначенных затрат на оборону и выполнение социальных обязательств, речь идет о покрытии дефицита Пенсионного фонда, дисбаланс которого ввиду замедления с реформами сохраняется. Финансироваться будут такие крупные госпроекты, как Универсиада-2013, Олимпиада-2014, а все остальное – по остаточному принципу, считает Пенухина.
По словам депутата Федорова, в результате принятия поправок бюджет на 2013-2015 годы предусматривается рост расходов на поддержку сельского хозяйства, строительство жилья для военнослужащих, оплату сверхсрочной работы сотрудников МВД и др.
Расходы же на развитие экономики урезаются. Между тем, России необходимо наращивать инвестиции, в том числе, в инфраструктурные проекты. "По нашим данным, в 2012 году госинвестиции составят 1,5% ВВП, в 2015-м – всего 0,9% ВВП", - отметила эксперт ЦМАКП. Это говорит о снижении роли государства в развитии экономики, в то время, как мы еще к этому не готовы, заключает она.
Страдают затраты и на поддержку регионов, полагает Чернявский из НИУ-ВШЭ. Между тем, регионам, на которые сейчас легла значительная часть нагрузки по увеличению зарплат бюджетникам, только для этого необходимо порядка 350 миллиардов рублей в год.
В свою очередь, первый заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике Лариса Пономарева не считает социальные расходы бюджета излишне завышенными. "Да, социальная часть в бюджете отражена хорошо. Но если смотреть цифры, то ее рост чуть ниже инфляции, и как все это будет в итоге работать – непонятно", - отметила она.
ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО ПРАВИЛА
Приоритетом бюджета остается стабильность, главным образом, за счет внедрения – впервые в истории - так называемого "бюджетного правила". Оно предполагает расчет увеличения расходов федерального бюджета исходя из базовой цены на нефть за пятилетний период с ежегодным увеличением этого периода на один год до достижения десяти лет. Именно благодаря этому власти надеются к 2015 году выйти на баланс между доходами и расходами.
Цена на нефть, заложенная в макроэкономическом прогнозе на 2013, 2014, 2015 годы, составляет соответственно 97, 101 и 104 доллара за баррель, а при использовании бюджетного правила - 91, 92 и 93 доллара за баррель соответственно.
"Эта разница наглядно характеризует применение правила, при котором доходы бюджета искусственно сокращаются примерно на 10% в год. Изъятое пойдет в Резервный фонд и золотовалютные резервы, которые потом будут инвестированы в ценные бумаги и доллары. Речь идет о том, что мы оплачиваем восстановление других экономик", - отметил Федоров из комитета Госдумы по бюджету и налогам.
По его мнению, надо перенять европейский опыт - там национальные экономики поддерживают национальные банки, подотчетные ЕЦБ. "У нас же Банк России не имеет таких функций, и экономику страны поддерживать не обязан", - напомнил он.
ТРАТИТЬ ИЛИ СБЕРЕГАТЬ?
Эксперты разошлись во мнениях по поводу того, целесообразно сберегать "лишние" нефтяные доходы или лучше было бы тратить их на нужды экономики. По словам Пенухиной из Совета Федерации, власть ставит задачу пополнения госзапасов в резервах, тем самым лишая экономику ресурсов для развития.
В перспективе 5-10 лет не следует зацикливаться на нулевом дефиците бюджета, считают эксперты. "Мы перегружены различными обязательствами, а уровень внутреннего и внешнего долга на данный момент составляет 8-9% ВВП. Это очень мало. Даже если в течение 15 лет мы будем сохранять дефицит на уровне 1,5% ВВП и пополнять его за счет заимствований, уровень долга не превысит 17%, что в современном мире тоже невысоко. Зато мы решим массу социальных и экономических проблем", - полагает Чернявский из НИУ ВШЭ.
В свою очередь, эксперт Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Елена Лебединская напомнила, что перспективы мировой экономики пока весьма неопределенные. И Россия от этой неопределённости зависит, поэтому накопление резервов являются для нас страховкой. "Вспомним, что в 2009 году семипроцентный дефицит ВВП был профинансирован из резервных фондов. Не было бы этих резервов – и антикризисная программа у нас была бы другой, и сейчас мы находились бы в другой точке", - сказала она.
Поэтому в условиях нестабильности накопления весьма и весьма оправданы, констатирует эксперт. "Низкий уровень долга позволит нам избежать жесткого сокращения расходов и не занимать на внешнем рынке – в условиях кризиса это будет очень и очень накладно", - добавила представитель ЭЭГ.
В свою очередь, Федоров из Госдумы напомнил, что весьма вероятным остается сценарий выхода Греции из еврозоны. Если это произойдет, евро подешевеет, что автоматом сократит наши резервы в этой валюте. "Общеизвестно, что вкладывать в рискованные бумаги не стоит", - сказал он.
Российская экономика в ее нынешнем виде не рассчитана на приток инвестиций, полагают эксперты. "Сейчас получается, что, меняя рубли на доллары и евро, мы финансируем экономику Европы и США, а затем эти же деньги через ЕЦБ приходят к нам в виде инвестиций. "Получается, что сдаем деньги под 0,7% годовых, а берем уже под 5,4%", - рассуждает Федоров.
Бюджет на ближайшую трехлетку уже принят Госдумой, однако по мере изменения экономической ситуации его параметры будут меняться. "Один-три раза в год изменения в бюджет вносятся всегда, а если произойдет кризис – они случатся вне очереди", - сказал представитель думского комитета. "Однако переживать не стоит – практика показывает, что доходная часть бюджета всегда занижается. Поэтому мы живем лучше, чем планировали", - заключил эксперт.
Наталья Карнова, Прайм