Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в субботу заявил, что штраф за проезд на красный свет, выезд на встречную полосу, превышение скорости и другие наиболее опасные нарушения ПДД в Москве и Петербурге может вырасти до 500 тысяч, а в остальных регионах — до 250 тысяч рублей. Премьер уточнил, что штраф предполагается многократно повысить только водителям, находящимся в состоянии алкогольного опьянения.
Данные предложения вызвали много негативных откликов в среде блогеров, кроме того, значительное число экспертов сошлись на том, что указанные меры являются чрезмерными и при увеличении штрафов ориентироваться нужно на средний уровень заработков и пенсий населения.
ПРОСТОЕ УМНОЖЕНИЕ ЦИФР НЕ СПАСЕТ
"Ездим мы ужасно, и любой нормальный человек, конечно же, за применение эффективных мер, способных обуздать нашего брата водителя, гражданское общество - за наведение порядка, но те методы, которыми пытаются это сделать, вызывают у общества, мягко говоря, недоумение", - сказал РИА Новости в понедельник президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.
В борьбе с нарушениями на дорогах вопросы не решаются одним "умножением цифр, штрафов при помощью калькулятора", добавил он.
По словам Травина, если увеличить штрафы в 100 раз, совсем не значит, что нарушений станет так же в сотню раз меньше. Наоборот, сказал он, практика показывает, что из-за одного повышения штрафов нарушений среди автомобилистов меньше не становится.
"Значит, не действуют штрафы на психологию водителя – нужно какие-то другие инструменты искать", - говорит он. По мнению Травина, в данном случае нужно усиленно заниматься профилактикой нарушений – не ликвидировать их последствия, а предотвращать их совершение.
Член Совета при президенте РФ по противодействию коррупции, член Общественной палаты Анатолий Кучерена также заметил, что "многих эта цифра в полмиллиона рублей шокировала".
"Люди не могут нормально воспринимать эту цифру. Если учитывать средний доход населения, то действительно можно ключи от машины сразу отдавать", - сказал РИА Новости Кучерена.
По его мнению, повышать штрафы нужно, но не в таких размерах. Как и другие эксперты, Кучерена призывает больший акцент делать на профилактику и разъяснительную работу среди водителей.
Известный журналист, автор и ведущий программы "Автоликбез" на "Авторадио" Юрий Гейко считает, что негативная реакция в обществе, которую вызвало предложение многократно увеличить штрафы за нарушения ПДД, совсем не удивительна, "учитывая уровень зарплат в стране, учитывая жизненный уровень, учитывая потребительские корзины - вообще все учитывая".
РОСТ КОРРУПЦИИ
Как полагает Травин, в случае если в стране действительно будут введены 500-тысячные штрафы, это создаст невиданные условия для коррупции, поскольку "откаты" инспекторам со стороны водителей в этом случае могут составить сотни тысяч рублей.
"Мы рискуем потерять огромную армию врачей, учителей, токарей – они все пойдут работать в ГАИ… Это будет очень выгодно, я боюсь, что вся страна устроится в ГАИ работать при таких соблазнах", - сказал Травин.
С президентом Коллегии правовой защиты автовладельцев согласен генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, который считает, что предложение Дмитрия Медведева "трудно реализуемо" и "повышает коррупционную емкость сотрудников ДПС".
"Теперь они могут запугивать граждан и снимать с них гораздо больше денег, чем было", - сказал Мухин.
ВЕРНУТЬ ПРОМИЛЛЕ
При этом, по мнению экспертов, если и ужесточать наказания, то делать это нужно только после возврата в законодательство положение о минимальном уровне допустимого содержания алкоголя в крови, которое несколько лет назад в России было отменено.
"Для того, чтобы ужесточать наказание, а его надо ужесточать, надо сначала отделить трезвых от пьяных, потому что сейчас тысячи людей страдают безвинно за сотые доли промилле. Сотые доли промилле – это и эндогенные причины, это и зубы "лакалютом" почистил, и "корвалол" принял на ночь для сна… Даже у курящих людей бывают какие-то сотые доли, таких очень много", - сказал Гейко.