ОБЩИЙ ПЕССИМИЗМ
Как отметил на пресс-конференции директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков, нынешний кризис похож на тот, что произошел в 1973 году, когда цена на нефть выросла до 53 долларов за баррель – тогда это было очень дорого. "После этого экономика развитых стран восстанавливались около десяти лет, таким образом, выход из кризиса 2008 года может наметиться лишь к 2018 году", - сказал эксперт.
Риски кризиса в 2013 году в мире могут оцениваться лишь чуть ниже, чем несколько месяцев назад, и экономика по-прежнему демонстрирует признаки дисбаланса, отметил заместитель Директора института "Центр развития" ВШЭ Сергей Смирнов. Бюджетные риски в США и Европе сохраняются. По его словам, в этой ситуации остается лишь держать руку на пульсе и внимательно следить за текущей ситуацией. "Больной дышит ровнее, но это больной", - пояснил Смирнов.
Одним из важных моментов эксперт назвал тот факт, что мировая экономика по-прежнему держится на вливаниях со стороны мировых центробанков. В теории это должно приводить к инфляции, однако такого не происходит. "Деньги идут на товарные рынки, вкладываются в нефть и золото, но завести экономику никак не удается. Что же будет, когда эта денежная масса начнет в ней прокручиваться", - задается вопросом Смирнов. Последствия, по его словам, могут быть негативными, например, гиперинфляция.
ВСЕ БЕДЫ ОТ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ
Говоря о рисках для России, эксперты упомянули возможное изменение цен на энергоносители. "По-прежнему все зависит от цен на нефть, которая обеспечивает половину доходов российского бюджета. До тех пор, пока эта зависимость сохранится, существенного улучшения ждать не стоит", - отметил председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Евгений Бушмин
По словам Смирнова из Центра развития, сейчас в России не наблюдается возможностей для роста. "Модель-2000, когда рост зиждился на восстановлении производств после провала 1990-х годов до советских уровней на фоне роста цен на нефть, больше не работает", - считает он. По уровню добычи энергоносителей Россия достигла уровня ССР, новых месторождений нет, добавил эксперт.
Российской экономике необходим активный рост, однако наиболее вероятным сценарием остается стагфляция при стабильных ценах на нефть, полагает эксперт. Есть, конечно, и политические риски – любая нестабильность на Ближнем Востоке влияет на стоимость "черного золота".
К технологическим рискам эксперт относит рост добычи сланцевого газа. "США вскоре станут экспортировать его в Европу, конкурируя с "Газпромом", - считает он. И пока не видно, что Россия собирается нейтрализовывать эту ситуацию, добавил эксперт.
В ПОИСКАХ "ДЛИННЫХ" ДЕНЕГ
Еще один риск состоит в том, что в свое время финансовая система РФ так и не смогла сформировать внутренние источники для инвестирования. "Каким инвестором является государство, мы видим на примере форума АТЭС и Олимпиады в Сочи", - сказал Солодков из Банковского института. По его словам, выделенные на эти и многие другие проекты средства оседают в офшорах, о чем свидетельствует уровень оттока капитала, и вернутся ли эти деньги в Россию – неизвестно.
Проблема в том, что развивать бизнес в России сложно – экономика в принципе не диверсифицирована. На этом фоне наблюдается рост кредитования не производства, а потребительского сектора. "Таким образом, все деньги уходят за рубеж, мы финансируем Китай", - констатирует он.
В развитых странах для этого используются возможности пенсионных фондов, а в России этот наблюдается дефицит Пенсионного фонда. Да если бы и были деньги, недоверие к системе пенсионных фондов никуда не денется. "Вклады у нас застрахованы, а в пенсионной системе такого нет, поэтому те, у кого деньги есть, продолжат нести их в банки" - рассуждает Солодков.
Тревожным звоночком эксперт считает то, что власти не озабочены поиском внутреннего источника для инвестиций. "Инструменты для этого есть, но ничего не происходит", - констатировал он. С 1985 года в России не было построено ни одного крупного нефтеперегонного завода, при этом наш бензин явно уступает зарубежным аналогам.
Средством от этих болезней может стать лишь создание конкурентной среды, а в РФ, напротив, формируется монопольный рынок в надежде, что монополии будут конкурировать на мировых рынках. "Но еще Ленин писал, что монополии могут только паразитировать и загнивать", - резюмировал он.
ТРАТИТЬ ИЛИ БЕРЕЧЬ?
Итак, что разумнее в сложившейся ситуации – тратить или беречь? Участники обсуждения не пришли к единому мнению. Инфляционные риски сохраняются и в РФ, и в ЕС и в США, но люди на Западе больше подвержены страху безработицы и охотнее готовы сберегать, отметил Солодков из Банковского института. В России после 2008 года тоже появились такие тенденции, но многие по-прежнему не готовы к сбережениям по причине неуверенности в их сохранности и низких доходов.
Эксперт советует не откладывать запланированную покупку, если планы на нее имеются. Однако тратить последнее и тем более чрезмерно влезать в долги не стоит. "В последнее время появились кредиты на несколько дней под 2-3% в день. В год это выходит около 1000% - и ведь кто-то берет их по такой ставке", - удивляется он.
По мнению Бушмина, из комитета Совфеда, если есть возможность что-то приобрести – лучше это сделать. "Система сбережения в нынешних условиях не работает, как следует. Если же хранить деньги, то лучше в трех валютах – долларах, евро, рублях", - сказал он.
Все дело в личных склонностях людей – одни предпочитают тратить, а другие сберегать, полагает Смирнов из Центра Развития. "Другое дело, если вы сберегаете 100 рублей – через год получите 95 рублей или 103 рубля. Вопрос – стоит ли это хлопот", - рассуждает эксперт.
Проблема сохранности – не только на личном, но и на государственном уровне, констатировали эксперты. В качестве наиболее разумного вложения средств для государства Бушмин советует дорожную инфраструктуру. "В России где дорога, там жизнь, и если добавить к этому борьбу с коррупцией, есть шанс, что и экономика поднимется", - заключил представитель Совфеда.
Наталья Карнова, Прайм