"Большинство развитых стран с высоким уровнем долга признают, что необходимо иметь программы сокращения госдолга", - сказал Силуанов на пресс-конференции в РИА Новости посвященной председательству России в "Большой двадцатке" (G20) в 2012 году.
Глава Минфина РФ позитивно оценил действия стран еврозоны по согласованию бюджетной политики. Однако, по его словам, необходимо сближать позиции в этой сфере не только внутри еврозоны, но и среди других стран, имеющих значительные объемы государственного долга.
"Это вопрос политический – смогут ли главы государств такие программы провести, - признал Силуанов. - Все равно необходимо избавляться от того, что было накоплено, может быть, другими правительствами".
Глава Минфина РФ напомнил, что в рамках G20 часто ведутся дискуссии о том, что важнее - бюджетная консолидация или экономический рост. В частности, звучали идеи о том, что страны, имеющие большие долги, не должны торопиться их снижать и не должны принимать меры по снижению дефицита бюджета. Предлагалось, что странам с развивающимися рынками, имеющим существенные профициты платежных балансов и бюджетов, нужно увеличивать спрос, "вытаскивая" мировую экономику.
"Но в последнее время таких разговоров становится все меньше. Всем понятно, что без сокращения долга никакого экономического роста быть не может, - сказал Силуанов. - Основной тренд стран с большим уровнем долга в том, чтобы иметь программы по снижению долга, и только после этого можно говорить о восстановлении экономического роста".
В свою очередь российский шерпа саммита G20 Ксения Юдаева добавила, что идеи смягчения бюджетной политики высказываются в связи с наблюдаемым снижением рисков мировой экономики. Однако она обратила внимание на то, что проблемы, которые вызвали дисбалансы в мировой экономике, до сих пор не преодолены.
"Когда говорят о том, что проблема дисбаланса снизилась – имеют в виду торговые дисбалансы", - сказал Юдаева.
В частности, она пояснила, что речь идет в первую очередь о снижении дефицита американской торговли и профицита китайской. В настоящее время этот дисбаланс сокращается, но такая коррекция происходит за счет экономического спада, а не роста, подчеркнула Юдаева. "То есть серьезных структурных изменений, которые бы позволили странам решить проблему бюджетной сбалансированности, не произошло", - сказала Юдаева.
"Поэтому эта тема остается на радарах экономической политики", - добавила она.
По словам Юдаевой, вопрос о сокращении уровня госдолга не должен противопоставляться вопросу о стимулировании экономического роста. "Проводя политику снижения долга и снижения дефицита бюджета, можно выбирать меры, которые либо способны сдерживать рост, либо в меньшей степени отрицательно на него влияют", - сказала Юдаева.