В материалах, представленных на Коллегию, отмечается, что контроль за соблюдением организациями-недропользователями природоохранного законодательства осуществлялся Росприроднадзором, Ростехнадзором и их территориальными органами недостаточно эффективно.
Так, в проверяемый период в организациях - недропользователях имели место различные нарушения природоохранного законодательства, в том числе необоснованное применение коэффициентов при расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду и нормативов платы за размещение отходов, ошибки при расчетах, несвоевременное осуществление платы, нарушения при применении нормативов платы за размещение отходов производства и определении их класса опасности, невнесение платы за неучтенные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сверхлимитное размещение отходов производства, а также превышение предельно допустимых норм выбросов и сбросов загрязняющих веществ, невыполнение планов природоохранных мероприятий и уменьшение объемов их финансирования в объеме меньшем запланированного до 80 процентов.
Анализ материалов, представленных территориальными органами, показал отсутствие в Росприроднадзоре системной методики проверки расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду в части полноты и правильности их расчета, а также отсутствие единого подхода в отношении программных продуктов, используемых организациями-природопользователями при расчетах платежей.
Как установлено в ходе проверки, организациями-недропользователями расчетно была недоплачена плата за негативное воздействие на окружающую среду в объеме 46,7 млн. рублей.
Проверка также показала, что при передаче функции по администрированию и начислению платежей за негативное воздействие на окружающую среду от территориальных органов Ростехнадзора к территориальным органам Росприроднадзора не была предусмотрена передача реестров плательщиков, электронных баз данных, дебиторской задолженности, что значительно усложнило организацию работы по реализации функций администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В целом на территории Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2012 года в территориальных органах Росприроднадзора зарегистрировано 1,2 млн. хозяйствующих субъектов, из которых только 0,5 млн. или 42,8 процента являются плательщиками за негативное воздействие на окружающую среду. В результате недопоступление неналоговых доходов только по федеральному бюджету расчетно составляет почти 6 млрд. рублей.
Вместе с тем по данным единых государственных реестров регистрации юридических лиц и предпринимателей, на 1 ноября 2012 года в Российской Федерации зарегистрированы 19,5 млн. хозяйствующих субъектов, что в 16 раз превышает количество, зарегистрированное в Росприродназоре.
Коллегия приняла решение направить представления в Минприроды, Росприроднадзор, Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю, ОАО «ЕВРАЗ Высокогорский горнообогатительный комбинат», ООО «Коршуновский ГОК», ОАО «РУСАЛ Ачинск», ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания – Красноярск», информационные письма – в Правительство Российской Федерации, ФАС России и Управление ФНС России по Красноярскому краю, а также обращение – в Генпрокуратуру. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания.
5 декабря 2012 года