Агрегированный рост производства в трех машиностроительных отраслях по итогам девяти месяцев текущего года составил, по оценке РИА Рейтинг почти 10%. Это лучший показатель среди всех отраслей промышленности. При этом в целом по промышленности рост производства за тот же период составил менее 3%.
Среди подотраслей машиностроительного комплекса наивысшие темпы роста отмечены в производстве офисного оборудования и вычислительной техники – 37,3%, автомобилей, прицепов и полуприцепов – 26.4%, машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства – 10,3%.
Примечательно, что во всех этих подотраслях подавляющая доля производства приходится на сборку импортной техники. Прежде всего, это касается производителей вычислительной техники. Не секрет, что уровень локализации в этой подотрасли очень невысокий.
Производство автомобильной техники также в наибольшей степени сегодня обеспечивают зарубежные модели, собранные внутри страны. Так, согласно данным "АСМ-Холдинг", производство российских легковых иномарок в отчетном периоде выросло на 27,7% до 966,3 тыс. единиц, а производство отечественных легковых моделей – снизилось на 7,7% до 469,6 тыс. единиц. По грузовикам такая же картина: выпуск иномарок вырос на 23,8%, отечественных моделей – снизился на 1,2%.
Впрочем, складывающаяся структура производства в автомобилестроении уже мало кого удивляет. Российский легковой аутентичный автопром практически умер – и с этим надо свыкнуться. Гораздо сложнее свыкнуться с тем, что в последнее время быстро сдает свои позиции и российское аутентичное сельхозмашиностроение, у которого, в отличие от автопрома, до последнего времени сохранялся высокий авторитет и, как многие считали, высокая конкурентоспособность. Однако статистика свидетельствует, что доля российских моделей тракторов и комбайнов, в общем объеме их производства в РФ сейчас уже очень не велика.
По данным "АСМ-Холдинга", в общем количестве тракторов произведенных за январь-сентябрь 2012 года, выпуск отечественных моделей составил только 18,9%, тогда как сборка из машинокомплектов Минского тракторного завода – 56,2%, из машинокомплектов Харьковского тракторного завода – 6,8%, из комплектов других иностранных марок (Versatile, New Holland, Agrotron, John Deere, Xerion, Axion) – 18,1%. При этом производство иностранных тракторов растет быстрыми темпами, а отечественных – падает. Так, Владимирский моторо-тракторный завод, выпускающий отечественные модели тракторов, снизил их выпуск за январь сентябрь в три раза.
Схожая ситуация наблюдается и в производстве зерноуборочных комбайнов. "Ростсельмаш" сократил выпуск этой продукции по итогам девяти месяцев почти на 30%, тогда как предприятия, выпускающие иностранные модели – "Брянсксельмаш", "КЛААС", "Сиэнэйч-КАМАЗ-Индустрия" – нарастили производство на десятки процентов.
По большому счету, в складывающейся в машиностроении тенденции "депатриотизации" никакой трагедии нет. Просто, после нескольких лет упорного сопротивления, мы все-таки были вынуждены выбрать тот путь развития отрасли, по которому пошли многие другие страны миры и в том числе преуспевающие. Ведь сборочные предприятия, как и "исконные" предприятия, тоже обеспечивают рабочие места и тоже вкладываются в создание ВВП. Правда, одновременно с этим они участвуют в создании ВВП и других государств, но не без издержек. К тому же хочется надеяться, что со временем уровень их локализации будет расти. Главное, что бы при этом не страдало качество.
Подробный анализ тенденций, складывающихся в российском машиностроении в течение января-сентября 2012 года, Вы сможете найти в бюллетене "Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги января-сентября 2012 года", подготовленном экспертами рейтингового агентства "РИА Рейтинг".