МОСКВА, 7 дек - РИА Новости. Эксперты и представители российского фармацевтического рынка считают неочевидным подготовленный Минпромторгом перечень безрецептурных лекарств, предназначенных для продажи в продуктовых магазинах, и указывают на необходимость наличия профессиональных консультантов в магазинах в случае начала продаж там лекарственных препаратов, следует из опроса, проведенного агентством "Прайм".
В перечень попали 34 группы безрецептурных лекарств: средства от алкоголизма и курения, геморроя, насморка, кашля, головной боли, жаропонижающие, антисептические, слабительные и гормональные препараты, средства для снижения веса и гематогены. При этом конкретных наименований в списке не содержится. Минпромторг предлагает продавать их в стационарных магазинах, без выделения отдельных торговых зон, но настаивает на присутствии в торговом зале специалиста-консультанта, имеющего фармацевтическое или медицинское образование.
В пресс-службе Минпромторга агентству "Прайм" подтвердили данную информацию. "Мы действительно подготовили и направили в Минздрав перечень безрецептурных лекарств для продажи в торговых сетях, состоящий из 34 групп", - отметил собеседник.
Между тем, информация о том, что в России могут разрешить продавать отдельные безрецептурные лекарства в торговых сетях, вне аптечных пунктов, появилась в конце октября текущего года.
Минздрав не видит препятствий для этого, сообщила в начале ноября министр здравоохранения Вероника Скворцова. Вместе с тем, эксперты и представители российского фармацевтического рынка в целом негативно оценивают данную инициативу правительства РФ. В Федеральной антимонопольной службе в начале декабря отметили преждевременность разрешения продаж лекарств в торговых сетях - данная мера может вызвать банкротство многих аптек и хаос.
НЕОЧЕВИДНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьева отметила, что считает данный перечень не совсем корректным, и пока преждевременным делать какие-либо выводы по нему. "Классификация не совсем правильна. Эти лекарственные средства не должны продаваться в торговых сетях. Тем более список не предметный, группа - не отдельные препараты, по которым можно было бы создать клиническую базу и сделать выводы по ним", - заявила она.
При этом глава ассоциации пояснила, что продажа данных категорий лекарств в продуктовых магазинах может привести к тяжелым последствиям у потребителей. "Например, обезболивающий жаропонижающий препарат, у которого действующий препарат "Парацетамол", может вызвать тяжелые клинические последствия. Потребление средств по коррекции веса также чревато для здоровья без консультации врача. Мы просто не готовы к бесконтрольному потреблению лекарственных препаратов - оно приведет только к снижению качества здоровья наших граждан", - заявила Игнатьева.
Директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов отметил, что лекарства из приведенного перечня групп занимают небольшую долю на рынке, но зато составляют значительную долю в прибыли аптеки. "Надо разделять эти вещи. Если в обороте аптеки они составляют примерно 3%, то в прибыли – около 15%. И для аптек это, конечно, убийственно", - добавил он.
Заместитель генерального директора Stada CIS Иван Глушков считает приведенный перечень неочевидным, но выделяет причины, по которым он был составлен. "Перечень, который приводится в СМИ – это перечень препаратов симптоматического лечения. То есть которые пациенты часто покупают самостоятельно. Можно сказать, что приведенные группы – небольшой сегмент ассортимента аптеки, выбранный по неочевидным и непонятным критериям. И, похоже, что критерии выбора были не медицинские и фармацевтические, а, скорее, экономические. Ведь эти лекарства продаются за наибольшие деньги", - сообщил собеседник.
ЗАЧЕМ И ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ
Между тем, представители фармотрасли едины во мнении относительно того, для чего продуктовым ритейлерам в своем ассортименте понадобились лекарственные препараты.
"Ритейл поступает так потому, что теряет свою рентабельность на ограничении продаж табака и алкоголя. Аптека тоже снижается в своей рентабельности, но пока еще неокрепшее аптечное лобби не может противостоять FMCG-лобби", - заявил Мелик-Гусейнов.
С ним согласен и председатель совета директоров аптечной сети А5 Роман Буздалин. "Надеюсь, что проблема будет рассмотрена со всех сторон. Когда какое-то ведомство лоббирует интересы одних, то правительство должно среагировать на это - руководствоваться интересами не этого ведомства, а народа, и тем, что может произойти с другими отраслями экономики", - добавил он.
Вместе с тем, Мелик-Гусейнов, заявил, что первое, что нужно будет сделать в случае положительного решения по вопросу продажи лекарств в магазинах - это начать добиваться расширения ассортимента аптек.
"Например, во многих странах, в аптеках продаются алкогольные напитки и табак. В некоторых странах даже есть монополия на продажу этой продукции. Мы, конечно же, не должны превращать аптеку в институт продаж. Но так как аптеки в большинстве своем частные, то нужно понять, что если их не станет, а также тех, которые отпускают наркотические препараты, то всем будет очень плохо", - пояснил он.
ГЛАВНОЕ - НАЛИЧИЕ КОНСУЛЬТАНТОВ
Между тем, производители лекарственных препаратов сошлись во мнении, что важным моментом в случае разрешения продуктовым магазинам торговать лекарствами является наличие там профессиональных консультантов с высшим фармацевтическим образованием.
"Мы будем рады, если будет увеличиваться количество точек продаж за счет FMCG-ритейла. Но есть риски отсутствия там профессиональных консультантов. В идеале было бы, если бы рядом с полкой стоял консультант. В Европе это делается, и культура потребления лекарств там выше, чем в России", - заявил представитель одного из крупнейших мировых производителей лекарств.
"Необходим не просто специалист-консультант, как предлагает Минпромторг, а человек, имеющий специальное образование", - добавил Глушков из Stada. При этом он подчеркнул, что в этом вопросе важна удовлетворенность конечного потребителя, ведь если препарат для пациента выбран не верно, то это плохо и для него самого, и для отрасли в целом.
Буздалин же считает, что если торговые сети хотят продавать лекарства, то "им ничего не мешает просто получить лицензию, нанять квалифицированных специалистов, освободить часть торгового зала и заниматься этим так, как занимается аптечный ритейл".
Вместе с тем, необходимость наличия консультантов отмечают не только в фармотрасли, но и некоторые продуктовые ритейлеры. "Консультанты в этом случае просто необходимы. Думаю, что для продаж такого рода ассортимента это тем более важно, так как риск гораздо больший в сравнении с продуктами питания", - сообщили в пресс-службе сети супермаркетов премиум-класса "Азбука вкуса".
"ПРОЯВЛЕНИЕ ИЗБЫТОЧНОГО БЮРОКРАТИЗМА"
Между тем, в крупнейших торговых сетях России сообщили о заинтересованности в продаже лекарств на своих торговых площадях, но при этом отметили, важность отсутствия для них дополнительных обременений.
"Считаем, что продажа лекарств будет удобна в магазинах для покупателей. Нам это будет интересно в случае, если это не повлечет каких-то дополнительных затрат и обременений с нашей стороны", - завили в пресс-службе крупнейшего по объемам продаж ритейлера РФ X5 Retail Group, добавив, что обязательное наличие специалиста-консультанта может считаться таковым обременением.
"Пока непонятно и рано говорить, насколько приемлемым и значимым это является для нас. Сейчас все рассчитываем", - добавил представитель ритейлера.
"Нам интересна возможность продавать медицинские препараты, но требование иметь сотрудника с медицинским образованием в каждом магазине считаем проявлением избыточного бюрократизма", - заявил президент одного из крупнейших ритейлеров РФ "Дикси" Илья Якубсон.