ICAO стала отмечать этот день с 7 декабря 1994 года в связи с пятидесятой годовщиной подписания конвенции о международной гражданской авиации, в соответствии с которой и была создана ICAO. Впоследствии это решение поддержала ООН.
ICAO устанавливает международные нормы в гражданской авиации и координирует её развитие. Также в задачи организации входит не только обеспечение безопасности полетов, но и различные аспекты организации и координации международного сотрудничества по всем вопросам гражданской авиации.
По прогнозам международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), по итогам 2012 года совокупная прибыль авиакомпаний мира ожидается в объеме 4,1 миллиарда долларов. При этом в Европе в 2012 году прогнозируется убыток в 1,2 миллиарда долларов (в европейский показатель входят данные по России), а, к примеру, в Северной Америке прибыль прогнозируется в объеме 1,9 миллиарда долларов.
В России в последние годы наблюдается ежегодный рост авиаперевозок. При этом основной объем авиаперевозок приходится на крупнейшие авиакомпании - группу "Аэрофлот" , ОАО "Трансаэро", "ЮТэйр" и группу S7. Данная тенденция, по прогнозам экспертов, продолжится в ближайшие годы.
После ряда авиакатастроф, произошедших в России в текущем году, государство усилило требования и контроль над отечественными авиакомпаниями, ряд авиакомпаний были лишены сертификата эксплуатанта, позволяющего осуществлять авиаперевозки.
В России происходит постепенная либерализация авиасообщения на международных маршрутах. Минтранс РФ поставил задачу, что на каждом международном маршруте должно быть как минимум два назначенных перевозчика. В России с советских времен монопольное положение на международные маршруты имел Аэрофлот. На самых популярных маршрутах во Францию и Италию уже появились вторые назначенные авиаперевозчики, наряду с Аэрофлотом. При этом сама авиакомпания заявляла о готовности отказаться от монопольного положения на 34 международных маршрута.
Во внутреннем авиасообщении также наметились положительные тенденции.
Минтранс с 2013 года предлагает субсидировать наиболее проблемные региональные авиаперевозки в четырех федеральных округах - Дальневосточном, Сибирском, Уральском и Северо-Западном. На эти цели с 2013 по 2015 годы планируется выделять ежегодно по 2,9 миллиарда рублей. Субсидироваться будет 34% на перевозку.
Согласно консервативному прогнозу Минтранса, реализация данных мер позволит увеличить объем перевозок на региональных линиях на 15%. Продолжают функционировать программы по субсидированию авиаперевозок с Дальневосточного округа и Калининградской области в центральную Россию.
Для снижения стоимости авиабилетов государство также предложило рассмотреть возможность создания российской бюджетной авиакомпании. Однако для создания и нормальной работы такой авиакомпании государство должно создать определенные условия, так как при нынешних условиях бюджетные авиакомпании работать не могут. Это видно на примере Авиановы и Sky Express, которые прекратили свою деятельность в текущем году,
Минтранс для решения проблемы дефицита летчиков также предложил разрешить иностранным летчикам работать в российских авиакомпаниях. В настоящее время это запрещено. Крупнейшие российские авиаперевозчики выступили за данные изменения, однако, по словам замглавы Минтранса Валерия Окулова, со стороны сообщества, в основном бывших летчиков гражданской авиации, были серьезные нарекания.
Несмотря на все сложности, авиасообщение в России постепенно выходит на докризисный уровень, однако до уровня развивающихся стран, таких, как Китай и Индия, России еще далеко.