Контрейлерные технологии – транспортировка по железной дороге автомобилей с грузами.
Как отметил в ходе презентации старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович, наибольший потенциал для организации контрейлерных перевозок составляют максимально загруженные автотранспортные направления, когда более высокая скорость прохождения погранпереходов и доставки грузов по железной дороге представляет собой фактор существенного снижения логистических издержек.
Не менее важен экологический фактор. На 1 тонно-км выбросы парниковых газов в атмосферу у большегрузного автотранспорта почти в 4 раза выше, чем на железнодорожной дороге. Кроме того, при оценке перспектив развития контрейлерных перевозок особое место занимают проблемы безопасности дорожного движения, а также связанные с ними социальный и экономический ущерб.
- В ходе подготовительных мероприятий в 2011 году ОАО «РЖД» проведена серия опытных контрейлерных поездок с порожними полуприцепами и коммерческим грузом на финских платформах по маршруту Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва. По результатам испытаний компания приобрела практический опыт эксплуатации подвижного состава, проработаны соответствующие инструкции, технические условия крепления полуприцепов, параметры системы «подвижной состав – терминалы», - сказал Валентин Гапанович.
Он добавил, что после этого компания в кратчайшие сроки обеспечила разработку российской контейнерно-контрейлерной платформы, которая сегодня представлена как опытный образец.
- В Европе используется либо контейнерная, либо контрейлерная платформа. В отличие от наших зарубежных коллег мы создали универсальную платформу, на которую можно грузить и контейнер и контрейлер, - сказал Валентин Гапанович. По его словам, такой вариант снижает риск отсутствия обратной загрузки вагона.
В странах Евросоюза контрейлерные перевозки растут опережающими темпами и составляют 30% от всех железнодорожных грузовых перевозок. Основные грузопотоки сосредоточены на направлениях нескольких транспортных коридоров, где действуют более 300 терминалов на территории 29 стран.
В рамках Концепции организации контрейлерного сообщения на «пространстве 1520» ОАО «РЖД» определен перспективный полигон курсирования регулярных контрейлерных поездов.
По словам старшего вице-президента компании, основными критериями выбора первой очереди являются направления международных транспортных коридоров, включая Финляндию, Украину, страны Балтии, возможность реализации транзитного потенциала страны, обхода наиболее загруженных автотрасс и транспортных узлов.
- Сертификация платформы завершится в 3 квартале 2013 года. Ее производство может быть подготовлено в кратчайшие сроки на любом вагоностроительном заводе России, - подчеркнул Валентин Гапанович.