Сумма реального оттока капитала из России, которую ЦБ РФ в 2011 году оценил в 80,5 миллиарда долларов, завышена как минимум вдвое, считают авторы исследования "От мифов к реальности".
Применяемый в России показатель оттока-притока капитала переосмыслили Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), одна из ведущих в мире аудиторских компаний Ernst&Young и Центр национального интеллектуального резерва при МГУ имени М.В.Ломоносова. В исследовании приняли участие более 20 студенческих команд, которые критически отнеслись к методике своих старших товарищей из Банка России. Интересно, что руководители блока денежно-кредитной политики ЦБ являются выпускниками ведущего российского университета.
Авторы исследования намерены разработать методику расчета альтернативного индекса, базисом для которого может стать показатель Всемирного банка. Причем последний тоже может быть скорректирован на некоторые операции в соответствии с их экономической сутью (например, на транзакции, структурированные через офшоры).
УНИКАЛЬНЫЙ ПО СВОЕЙ БЕССМЫСЛЕННОСТИ
Рассчитываемый Центробанком показатель оттока-притока капитала является бухгалтерским и не отражает экономической сути транзакций.
"Данный показатель в текущей формуле расчета может включать как операции, по экономической сути не являющиеся оттоком-притоком капитала из страны, так и не включать те, которые ими являются. Например, воздушные суда, которые покупаются и используются российскими компаниями на территории РФ, но зарегистрированы вне российской юрисдикции, согласно методике МВФ, возможно учитывать как прямые инвестиции, но используемая в России методика в данный момент этого не делает", - отмечают авторы исследования.
В то же время сделки по слиянию и поглощению российскими компаниями зарубежных активов, укрепляющие их международные позиции, отражаются в статистике как вывоз капитала, добавляют они.
Неудивительно, что такая методика расчета, кроме России, нигде в мире больше не используется. Чаще всего (более 200 стран) применяют показатель притока-оттока прямых иностранных инвестиций (FDI flows). Всемирный банк рассчитывает для своих членов (187 стран) показатель потоков частного капитала (Private Capital flows).
Общеупотребимый индикатор потоков капитала Всемирного банка рассчитывается как изменение сальдо чистых активов и учитывает прямые и портфельные инвестиции по всем институциональным секторам. Показатель Банка России "чистый ввоз-вывоз капитала частным сектором", помимо прямых и портфельных инвестиций, учитывает производные финансовые инструменты, прочие инвестиции, а также "чистые ошибки и пропуски".
В результате показатель оттока капитала из РФ в 2011 году по методике World Bank (32,3 миллиарда долларов) выглядит гораздо оптимистичнее оценки Банка России (80,5 миллиарда долларов).
КАК У ЛЮДЕЙ
Приведенный к общему знаменателю показатель оттока капитала из России на фоне конкурентов смотрится совсем неплохо.
"Ситуация с оттоком капитала в России полностью сопоставима с крупнейшими странами с экспортно-ориентированной экономикой", - констатируют авторы исследования.
В сравнении с такими странами как Норвегия (в 2011 году чистый отток капитала составил 18% ВВП), Кувейт (отток в 35% ВВП) и Япония (приток в 1% ВВП) ситуация в России (отток 4% ВВП), как минимум, не хуже, добавляют они.
При этом, как установили авторы исследования, динамика движения капитала в России во многом продиктована глобальными тенденциями, а не внутренними факторами. Так, на фоне долгового кризиса в Европе в 2011 году наблюдалось падение чистого притока капитала во все развивающиеся страны.
Не нашли эксперты и статистической зависимости между индикаторами инвестиционного климата и рассчитываемым ЦБ показателем оттока-притока капитала.
ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ
Не стоит любой отток капитала из России трактовать однозначно негативно, необходимо учитывать экономическую сущность конкретной транзакции, призывают авторы исследования.
Яркий пример - приобретение российскими компаниями активов за рубежом. "Эти сделки попадают в список транзакций по выводу капитала из страны. Во многих же случаях данные транзакции являются позитивными для экономики России, поскольку являются фактором усиления конкурентных позиций России на мировой арене, следствием глобализации крупнейших российских компаний, а также инструментом приобретения передовых производственных технологии и объектов интеллектуальной собственности", - поясняют эксперты.
В этом же ряду: погашение российскими предприятиями внешнего долга, реинвестиция доходов зарубежных "дочек", покупка российскими резидентами наличной иностранной валюты, выплата дивидендов зарубежным акционерам, операции хеджирования.
Не согласны авторы исследования и с распространенным мнением, что инвестиции в офшоры являются оттоком капитала из России.
"В среднесрочном периоде средства, выводимые в форме прямых инвестиций в офшоры, возвращаются в Россию", - уверяют эксперты. Согласно их подсчетам, суммарные прямые инвестиции в офшорные зоны за 2007-2011 годы (135,6 миллиарда долларов) практически равны инвестициям из офшорных зон в Россию (133 миллиарда долларов).
Елена Федорова, Прайм