ОАО «РЖД» обеспокоено ситуацией с организацией пригородных железнодорожных перевозок в Республике Бурятия в 2013 году
Действующий договор на обслуживание населения пригородным железнодорожным транспортом на территории Бурятии заканчивается 31 декабря 2012 года. В ноябре текущего года ОАО «Байкальская пригородная пассажирская компания» направило в правительство Республики проект договора на организацию пригородного железнодорожного сообщения на территории Республики Бурятия в 2013 году, который до настоящего времени не подписан.
Существенным условием в договоре на 2013 год является то, что пригородная компания планирует размеры движения и маршруты пригородных пассажирских поездов в строгом соответствии с заказом региона и на условиях полной компенсации выпадающих доходов, связанных с госрегулированием тарифа (т.е. четко прописана обязанность субъекта возместить перевозчику выпадающие доходы).
Неоднократные обращения ОАО «Байкальская ППК» и руководства Восточно-Сибирской железной дороги к администрации Республики Бурятия с предложением заключить договор и исправить сложившуюся ситуацию были оставлены без внимания. Неисполнение региональной администрацией своих обязательств по организации транспортного обслуживания населения может привести к полному прекращению пригородного сообщения в регионе с 2013 года.
Правительство Республики Бурятия, как заказчик, должно было заложить в региональный бюджет на 2013 год 115 млн. рублей (с учетом возмещения государством 99% тарифа за использование инфраструктуры из федерального бюджета). Однако в региональном бюджете 2013 года средства на компенсацию выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов не предусмотрены.
Кроме того, необходимо отметить, что выпадающие доходы ОАО «Байкальская ППК» за 2012 год составляют около 76 млн. рублей. Республика Бурятия также не возместила выпадающие доходы ОАО «Краспригород» в размере 36,5 млн. рублей и ОАО «Байкальская ППК» в размере 24,5 млн. рублей за 2011 год.
Напомним, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12, части второй статьи 26.3.Закона 184-ФЗ от 06.10.1999 г.) организация пригородных перевозок железнодорожным транспортом возложена на субъекты РФ. Органы власти субъектов Федерации ответственны за формирование заказа на пригородные перевозки, в котором определяются важные для населения регионов параметры (количество заказываемых электропоездов, их составность, маршруты по которым они будут курсировать, тариф на перевозку и суммы выпадающих доходов от государственного регулирования тарифа). Исполнение субъектами Российской Федерации обязательств по транспортному обеспечению населения является основой для формирования качественного и безопасного обслуживания пассажиров. В настоящий момент вся нормативная база, которая регулирует установление тарифов в сфере пригородных перевозок, на федеральном уровне создана и принята. Проблема состоит в том, что в транспортной политике регионов отсутствует должное внимание к железнодорожному транспорту.