Вмешательство государства в текущем году стало более интенсивным, а политика регуляторов еще более жесткой, развеяв надежды на то, что наступление на сектор электроэнергетики было направлено лишь на получение электоральной поддержки в преддверии парламентских и президентских выборов, отмечают в отраслевом обзоре аналитики Илья Купреев и Павел Ластовкин. Государство наращивает свое прямое и непрямое участие в акционерном капитале компаний и приняло меры для ограничения роста цен на электроэнергию для конечных потребителей, под действие которых попали все участники отрасли - генераторы, магистральные и распределительные сети, а также сбытовые компании.
Последние действия регуляторов вызывают очень серьезные вопросы: на наш взгляд, в процессе "перезагрузки"сетевых тарифов в этом году RAB-регулирование фактически слилось с методом индексации, т.е. свелось к установлению тарифов не на основе экономической стоимости инвестированного капитала, а на основе политических предпочтений. Не лучше обстоят дела и у генерирующих компаний: многие электростанции стали убыточными после последних решений регуляторов. Даже договоры на предоставление мощности (ДПМ), последний более или менее функционирующий механизм, созданный реформаторами для обеспечения доходности на вложенный капитал для акционеров, оказались под угрозой. Самые последние предложения правительства предусматривают, что с 2016 г. темпы роста цен на электроэнергию для конечных потребителей будут ниже инфляции.
Смешение регулирования и политики стало самой серьезной проблемой для сектора. Мы теперь полагаем, что компании электроэнергетики (за исключением немногих предприятий, контролируемых иностранцами) следует рассматривать в первую очередь как инструмент, с помощью которого политики преследуют социальные, политические и личные цели, а не как бизнес, нацеленный на создание стоимости для акционеров.
Опасения правительства в отношении цен на электроэнергию обоснованы, но его действия направлены на симптомы, а не на фундаментальные причины. Цены на электроэнергию для промышлености приближаются к уровням, которые могут поставить под удар конкурентоспособность отечественных производителей на мировых рынках. Однако меры правительства по борьбе с ростом цен на электроэнергию разрушительно подействовали на предприятия электроэнергетики и практически не воздействовали на причины этого роста, такие как повышение внутренних цен на газ, монополии на газовом и угольном рынках, избыток генерирующих мощностей и структурные проблемы.
Ухудшение макроэкономического прогноза усиливает давление на генерирующие предприятия. Пересмотренные ожидания экономистов Атона предусматривают значительное замедление роста ВВП и ослабление рубля в долгосрочной перспективе. Соответственно, мы понизили наши прогнозы спроса на электроэнергию и ожидаем дальнейшего усугубления проблемы переизбытка генерирующих мощностей, учитывая оставшиеся в целом неизменными планы ввода в эксплуатацию новых электростанций. Прибыли генераторов пострадают от соответствующего давления на уровень загрузки старых мощностей ТЭС и увеличения разрыва между ценами на электроэнергию и газ.
Маловероятное движение в сторону приватизации - единственный видимый потенциальный катализатор. Мы учли возможность приватизации отдельных МРСК, и считаем наиболее вероятными кандидатами для этого МРСК Центра, МРСК Центра и Приволжья, МРСК Волги. Правда, это стало бы признаком решительного поворота в государственной стратегии в отношении сектора электроэнергетики, что, на наш взгляд, вряд ли произойдет при существующем политическом курсе.
Мы понижаем рекомендации по акциям компаний сектора, приняв во внимание все данные факторы, а также с учетом более консервативного взгляда на регулирование, рынки и операционную эффективность компаний. Это привело к значительному ухудшению наших прогнозов денежных потоков компаний и существенному сокращению теоретических цен их акций. Единственная компания, по акциям которой мы сохранили рекомендацию ПОКУПКА, - Э.ОН Россия; рекомендация по акциям еще шести компаний - ДЕРЖАТЬ, а остальных семнадцати - ПРОДАЖА. Мы прекратили покрытие TГK-2, TГK-5, TГK-6, TГK-7, TГK-9, TГK-11, Кузбассэнерго, TГK-13 и TГK-14 ввиду недостатка прозрачности и/или слабой ликвидности акций.