Рейтинг@Mail.ru
Авиаперевозки - 24.12.2015, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Авиаперевозки

Читать Прайм в
Дзен Telegram

Российский рынок авиаперевозок по итогам 2015 года покажет минимальный, но все-же прирост. За первые десять месяцев года, по оценке Минтранса, услугами российских авиакомпаний воспользовались чуть более 80 млн пассажиров. Это примерно на 0,5% больше, чем год назад. Однако дальность полетов сократилась и за счет этого пассажирооборот упал на 3,8%. 

РЫНОК ПУСТЫХ КРЕСЕЛ

Изменилась и структура пассажирооборота. Если еще год назад главным драйвером был рост международных перевозок, то сейчас этот сегмент демонстрирует падение и за первые десять месяцев их объем сократился на 13,9%. Внутренние перевозки, наоборот, выросли на 15,5%. Всего на внутренние линии теперь приходится 56,2% от совокупного объема перевозок. 

Эксперты связывают изменение структуры рыка с падением доходов потребителей, спровоцированным девальвацией рубля и общим замедлением экономики. По оценкам экспертов, уровень мобильности населения в ближайшие годы упадет менее чем до одной поездки на человека в год. В ЕС и США этот показатель выше и составляет 1,4-1,6 поездки в год. 

Пассажирские авиаперевозки – это фактически опережающий индикатор. В периоды подъема экономики и роста благосостояния населения в этом бизнесе наблюдается опережающий рост спроса, а в периоды стагнации – спрос падает и смещается в сторону дешевых опций. Из-за снижения спроса на некоторых направлениях государство даже оказалось вынуждено субсидировать 124 маршрута.

Сергей Евсюков
Сергей Евсюков

Кроме того, давление на рынок оказал целый ряд политических факторов. В частности, по соображениям безопасности Россия прекратила авиасообщение с Египтом. Страна ввела санкции против Турции, частью которых стал запрет на чартерные перевозки. Кроме того, для российских самолетов закрыла свое воздушное пространство Украина. 

По итогам 2015 года совокупный пассажиропоток будет на уровне 90%, что на 3% ниже, чем годом ранее.  Сокращение рынка продолжится в следующем году. Если отношения с Турцией и Египтом не будут урегулированы, а курс российской валюты продолжит снижаться, то темпы сокращения пассажирооборота на международных линиях значительно вырастут.

Олег Пантелеев
Олег Пантелеев

Что касается перевозок на внутренних линиях, то по мнению эксперта, он останется на уровне 2015 года за счет туристического импортозамещения. Однако маржа авиаперевозчиков по внутренним рейсам значительно ниже и многие направления остаются убыточными. В результате, по оценкам Минтранса, российские авиакомпании в первом полугодии 2015 года получили 28 млрд рублей убытка, что втрое выше уровня годичной давности. 

"ТРАНСАЭРО" И ДРУГИЕ

Самым "громким" последствием ухудшения конъюнктуры стал уход с рынка "Трансаэро", второго по величине авиаперевозчика. Большая часть его зарубежных маршрутов отошла "Аэрофлоту". Одновременно с этим, о прекращении полетов в Россию объявил и целый ряд зарубежных авиакомпаний – AirBerlin, Easyjet и др. В результате, конкуренция на рынке значительно снизилась, а "Аэрофлот" фактически превратился в монополиста на целом ряде направлений. В результате, в декабре ФАС вынесла устное предупреждение государственному авиаперевозчику из-за роста цен.

Тем временем другие авиакомпании ищут способы для сохранения своей рыночной доли. В декабре "Ютэйр"  и S7 практически одновременно сообщили о введении эконом-тарифов без права провоза багажа. Такие билеты нельзя вернуть, но можно за доплату изменить дату вылета и они дешевле чем стандартные билеты эконом-класса. С помощью таких инструментов авиаперевозчики хотят переманить часть аудитории у клиентов другой "дочки" "Аэрофлота" – бюджетной авиакомпании "Победа". 

"Хотя некоторые игроки и ушли с рынка, конкуренция между авиакомпаниями остается высокой. Благодаря ей, а также благодаря пониманию того, что ценовые всплески никому не нужны, стоимость билетов останется на приемлемом уровне и резкого подорожания билетов можно будет избежать", - указывает генеральный директор онлайн-трэвел агентства Biletix Александр Сизинцев.

По его прогнозам, в следующем году стоимость билетов на внутренних рейсах вырастет не более чем на величину инфляции. Что касается зарубежных авиаперелетов, то их стоимость будет напрямую зависеть от курса валют.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала