Уходящий 2015 год стал одним из самых слабых для российского авторынка. Объем продаж новых автомобилей за год сократился более чем на треть. По данным Ассоциации Европейского бизнеса за первые 11 месяцев года в России было продано только 1,45 млн легковых и легких коммерческих автомобилей против 2,22 млн год назад.
Конечно, отрицательную рыночную динамику можно списать на последствия падения доходов населения и снижения курса рубля, но это будет верно лишь отчасти. Негативный тренд на российском авторынке наметился еще в 2013 году, и с тех пор продажи новых авто падают. Из-за этого с российского рынка даже ушло несколько зарубежных игроков. Например, американская General Motors в марте объявила о прекращении производства для России автомобилей Opel и части моделей Chevrolet. Ее примеру последовала японская Honda.
На фоне падения российского авторынка различные игроки выбрали разные стратегии. Некоторые предпочли уйти, вторые – попытались почти полностью переложить издержки, связанные с девальвацией рубля, на покупателей и сократили объемы продаж, а третьи проводили более осторожную политику в отношении роста цен, благодаря чему смогли поддержать рыночную долю
Такой же выбор ждет автопроизводителей и в следующем году, поскольку в случае дальнейшего ухудшения макроэкономической ситуации, падение рынка может продолжиться.
ЛИДЕРЫ И НОВИНКИ
Эксперты PwC ожидают, что дальнейшее развитие российского автомобильного рынка пойдет по одному из трех сценариев. В пессимистичном варианте ожидается продолжение падения, в базовом и оптимистичном – небольшое восстановление либо стагнация рынка, рассказал руководитель отдела корпоративных финансов PwC в России Олег Малышев. Возобновления рынка до уровней 2010-2012 годов в обозримой перспективе пока не ожидает никто.
В условиях кризиса выросла доля продаж автомобилей малого (В) класса, в ближайшее время, скорее всего, не изменится спрос на автомобили премиального класса, а также на автомобили недорого сегмента. На среднеразмерные автомобили, вероятнее всего, спрос будет отложен до лучших времен
В таких условиях главным фактором при выборе автомобиля по-прежнему будет его стоимость. Самыми популярными останутся автомобили В-класса и тройка лидеров, скорее всего, не изменится. Лидерство сохранит альянс "АвтоВАЗ"-Renault-Nissan, на втором месте останутся Hyundai-KIA, на третьем – Volkswagen.
Для сохранения лидерства альянс "АвтоВАЗ"-Renault-Nissan попытается привлечь внимание покупателей в следующем году новыми моделями - Lada XRay и XRay Cross, а его партнер Renault предложит семиместный кроссовер Duster.
Hyundai обновит свой популярный Solaris и представит еще ряд новых моделей.
Skoda осенью будущего года представит публике семиместный внедорожник Snowman и обновит модель Octavia, а Volkswagen в 2016 году представит более спортивную версию российского бестселлера Polo – Polo GT, что, как надеется производитель, привлечет к этой модели дополнительное внимание клиентов. В компании подтвердили свой интерес к работе на российском рынке и отметили приверженность ставке на автомобили "за умеренный бюджет, с привлекательным соотношением цена-опции-качество-стоимость владения".
Sollers планирует представить в следующем году обновленный "УАЗ Патриот", что должно увеличить интерес к нему, надеются в компании. Сейчас, по данным АЕБ, "УАЗ Патриот" находится на 13-м месте в списке продаж, с начала года было реализовано почти 2,3 тысячи автомобилей.
Что касается цен автомобили в следующем году, то эксперты ожидают продолжения их роста. Насколько он будет значительным, будет зависеть от валютных курсов. По прогнозу аналитиков "Автостата", стоимость новых автомобилей в 2016 году вырастет на 20-25%. "Увеличение цен в начале года - уже довольно устоявшаяся практика автопроизводителей. Конечно, не все будут повышать одновременно, каждый производитель будет следовать своей маркетинговой политике. Однако всем необходимо компенсировать возрастающие затраты", - считает исполнительный директор "Автостата" Сергей Удалов. Поэтому покупателям придется адаптироваться к новым ценникам уже весной.