МОСКВА, 25 дек - Прайм. Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) выявила массовый ввоз китайских грузовиков в РФ по "серым" схемам с выдачей недостоверных сертификатов соответствия, сообщает ведомство во вторник.
"В результате проверки под подозрение Росаккредитации попало более 10 700 сертификатов, выданных начиная с 2010 года. В ходе проверки было установлено, что только 34 сертификата выпущены без нарушений", - говорится в сообщении.
Как поясняет ведомство, уже завершенная проверка касалась органов по сертификации, выдававших сертификаты соответствия экологическому классу "Евро-4". Она проводилась по запросам депутата Госдумы Альфии Когогиной, замминистра МВД РФ Виктора Кирьянова и генерального директора госкорпорации "Ростехнологии" Сергея Чемезова, а также некоммерческого партнерства "Объединение автопроизводителей России". В них сообщалось, что недобросовестные органы по сертификации выдавали поддельные сертификаты соответствия.
В отношении 3829 сертификатов Росаккредитация выдала предписания об отмене сертификатов соответствия, так как автомобили не отвечают этому стандарту, отмечается в сообщении. В то же время, другие органы по сертификации, выдавшие остальные 6856 сертификатов, уклоняются от проверки. Поэтому, в связи с выявленными нарушениями, этим органам выдано решение о приостановлении их аттестатов, а сведения о нарушении законодательства переданы в правоохранительные органы для проведения соответствующей проверки с их стороны.
"СЕРАЯ" СХЕМА
В пресс-службе ведомства агентству "Прайм" пояснили, что схема завоза китайских грузовиков использует механизм регистрации, предназначенный для бывших в употреблении автомобилей. Поэтому новые грузовики завозятся не партиями, а как единичные транспортные средства с предварительной постановкой на учет в Китае.
"Грузовик завозится как б/у, покупается в Китае, ставится на один-два дня на учет, а затем уже завозится к нам", - пояснил собеседник агентства. После этого недобросовестные органы по сертификации выдавали на эти автомобили поддельные сертификаты, сказал он. Один из вариантов - "липовая" подпись эксперта на сертификате.
В ведомстве также пояснили, что Росааккредитация не проверяла на соответствие сами автомобили, так как это относится к компетенции других ведомств. Нарушения были найдены в самих сертификатах.
ПРОБЕЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
По словам главы Росаккредитации Саввы Шипова, несмотря на выявленные нарушения, приостановить действие недостоверных документов мгновенно не получится, если только на это добровольно не пойдут сами органы по сертификации.
"Согласно букве закона отменить действие сертификата может только сам орган по сертификации, выдавший его. Мы, как орган по аккредитации, можем только дать предписание, но если организация не может или не хочет этого делать, то отменить действие данных сертификатов возможно только через суд", - пояснил он.
В связи с этим, добавил Шипов, необходимо наделить службу правом отменять действие недостоверных сертификатов непосредственно, в случаях, когда сам орган по аккредитации не может или не хочет этого делать либо он лишен аккредитации.