Прошел 2012 год. Для компаний телекоммуникационного сектора, ИТ и медиа он был довольно насыщенным важными событиями. Однако, в целом, динамику всех трех рынков можно описать одной фразой: они становятся все более зрелыми. Это обусловливает замедление темпов роста финансовых показателей компаний, но делает их бумаги более привлекательными с точки зрения дивидендов.
Пожалуй, основной тенденцией российского телекоммуникационного рынка в 2012 году было его насыщение: процесс консолидации практически завершился, темпы роста абонентской базы упали до уровней ниже 1% г/г, либо и вовсе были отрицательными. Означает ли это конец инвестиционной привлекательности телекоммуникационного рынка? Вовсе нет.
Всемирно известная матрица Бостон Консалтинг Груп выделяет четыре типа компаний, в зависимости от их доли рынка и темпов его роста.
Российский телеком вырос из «трудного ребенка», его компании прошли стадию «звезд» и теперь стали «дойными коровами»: фактически рынок поделен между операторами «Большой тройки» и Ростелекомом, доли которых более-менее стабильны. При этом уровень проникновения базовых услуг связи (мобильной и фиксированной голосовой) в России довольно высок. По данным МСЭ, к концу 2011 года количество фиксированных телефонных подключений в России составляет 30,93 на 100 человек населения. Притом данный показатель сокращается уже третий год и, скорее всего, снизится и по итогам 2012 года. Это ниже, чем в развитых странах, однако тенденция везде одна: под давлением мобильной связи сегмент фиксированной телефонной связи свой рост фактически прекратил. Ненамного лучше ситуация и по мобильной связи: на конец третьего квартала ее уровень проникновения составляет 160,9%, что намного выше даже чем в развитых странах. Таким образом, мобильная голосовая связь где-то заместила собой фиксированную, но потенциал роста по ней исчерпан.
За счет чего же расти телекомам? К счастью, точки роста остались, далеко не по всем видам связи уровень проникновения в России достиг потолка. В частности, уровень проникновения проводного ШПД в России на конец третьего квартала этого года можно оценить в 14,69 подключений на 100 человек, что примерно вдвое ниже уровня развитых стран. Аналогично обстоит ситуация с платным ТВ. Также как и в развитых странах, так и в России динамично развивается сравнительно новая услуга: широкополосный беспроводной доступ в интернет (ШПД) - в дальнейшем для простоты я буду называть его просто мобильный интернет. Это три точки роста, по которым в настоящий момент будет развиваться конкуренция. Тот оператор, который сможет по максимуму использовать эти возможности, и покажет наилучшие результаты.
По мобильному интернету безусловным лидером является недавно вышедший на фондовый рынок Мегафон: доходы компании по этой услуге в России самые большие среди компаний «Большой тройки». Также у него, пожалуй, наилучший набор лицензий и соглашений для развития сетей мобильного интернета: помимо федеральных частот 3G и LTE в активе у Мегафона отдельный диапазон в Москве, пригодный для LTE-TDD, и соглашение о MVNO со Скартелом. Я уверен, что все это будет служить залогом опережающего роста выручки Мегафона по услугам мобильной связи в России в ближайшие годы.
С точки зрения ШПД и платного ТВ наилучшими возможностями для роста обладает Ростелеком: тому способствует его развитая инфраструктура. Однако специфика работы компании (наличие выпадающих доходов по услугам фиксированной телефонной связи, а также крупнейшей в России волоконно-оптической сети) вынуждает ее инвестировать сразу во многие направления бизнеса (ШПД, магистральные сети, мобильный бизнес), а не концентрироваться на каком-то одном, как сейчас могут делать мобильные операторы. В этой связи риск компании недобрать потенциальные максимальные темпы роста очень велик.
Таким образом, в фиксированной связи также усиливаются процессы консолидации: «Большая тройка» и Ростелеком скупают региональных операторов платного ТВ и ШПД, а также самостоятельно выходят на отдельные рынки.
В целом операторы ориентируются на довольно небольшие темпы роста выручки. Однако есть и положительный момент: за счет оптимизации издержек операторы наращивают, пускай и не резко, операционную рентабельность, а также имеют возможность сокращать капзатраты по отношению к выручке. Снижается и долговая нагрузка. Все это позволяет компаниям наращивать свободный денежный поток и дивиденды. За счет продолжающегося активного развития менее остальных этой тенденции подвержен Ростелеком, однако и в его отношении данное утверждение справедливо.
Указанные тенденции продолжатся и в 2013 году - на первый план выйдут ШПД и LTE. Ни та, ни другая услуга не обусловят взрывного роста выручка, однако даже и нескольких процентов прироста будет достаточно в текущих рыночных реалиях. Одновременно операторы ведут работу над развитием пакетных предложений, способных повысить среднюю выручку с абонента. В принципе, пока все операторы обладают равными возможностями в этом направлении. Также можно ожидать того, что российские операторы будут закрепляться на фиксированных рынках в зарубежных странах своего присутствия: проделанные инвестиции в магистральные сети позволяют сделать это с меньшими затратами.
Напомню, что целевая цена по акциям МТС составляет 276,28 руб., по ADS Vimpelcom Ltd - $13,13 , по Мегафону - 732 руб., по Ростелекому - 149,58 руб. Рекомендация по всем акциям кроме Ростелекома - «держать». Сигналом к покупке бумаг Ростелекома должно стать положительное решение Роскомнадзора по мобильным лицензиям компании.
Похожая ситуация наблюдается и на российском медиарынке. Рассмотрим, как росли объемы размещения рекламы на различных его сегментах в этом году:
Источник: АКАР
Как мы видим двузначные темпы роста среди «больших» сегментов удалось показать лишь Интернету и радио, а среди подсегментов - кабельно-спутниковому ТВ и газетам. Однако в целом, печатные СМИ как площадка для размещения рекламы стагнируют: читатель постепенно мигрирует в Интернет. По этой же причине резко упали темпы роста телевидения, крупнейшего сегмента российского рекламного рынка. В таких условиях неплохие перспективы имеют лишь каналы, ориентирующиеся на наиболее привлекательную для рекламодателей аудиторию 14-44 лет и выпускающие для нее соответствующий качественный контент. Для этого требуется мощное собственное производство и хорошие финансовые возможности. На мой взгляд, в полной мере этим критериям из крупных каналов удовлетворяют лишь ТНТ и СТС, а, как известно, на рынке торгуются акции материнской компании последнего. К слову, и два других российских канала СТС чувствуют себя вполне неплохо: инвестиции в контент позволили в 2012 году нарастить доли аудитории Домашнему и Перцу, что способствовало росту доходов компании. Как положительный момент следует отметить неплохую дивидендную доходность бумаг СТС, а также то, что дивиденды выплачиваются четыре раза в год. Целевая цена по акциям СТС Медиа - $13,43, рекомендация - «держать».
В наибольшей мере от сложившейся на рекламном рынке ситуации выигрывают интернет-компании: в России это Яндекс и Mail.Ru Group. Интернет-реклама показывает мощный рост, обеспечивая хорошие темпы роста выручки обеих компаний, однако и здесь есть замедление. После недавнего усовершенствования Яндексом технологий таргетинга позитивный эффект постепенно исчерпал себя, и в будущем можно ожидать приближения темпов роста выручки к темпам роста платных кликов. Однако и Яндекс, и Mail.Ru не сидят на месте и развивают альтернативные направления деятельности: Яндекс совершенствует свои сервисы, чтобы не терять долю рынка и находить новые ниши в сегменте интернет-рекламы; Mail.Ru развивает направление платных услуг в соцсетях. Таким образом, акции обеих компаний в будущем году должны показать хороший рост, основанный на их сильном финансовом положении с нулевыми долгами и большим запасом наличных средств для инвестиций, а также на сохраняющихся высоких темпах роста. Целевая цена по акциям Яндекса составляет $21,96, по ГДР Mail.Ru - $38,95. Рекомендация по обеим бумагам - «держать».
Илья Раченков