МОСКВА, 15 янв - Прайм. Министерство финансов России внесло в правительство проект стратегии развития страховой деятельности в РФ до 2020 года, сообщили агентству "Прайм" источники на страховом рынке и в аппарате правительства.
"Документ поступил в правительство еще до Нового года", - сказал один из собеседников агентства.
В 2012 году истекает срок действия нынешней стратегии, которая была утверждена правительством в 2008 году. В конце октября Минфин подготовил текст новой стратегии и направил его на согласование в ведомства. Документ был доработан по итогам обсуждения на межведомственном совете по страховой деятельности, также были учтены ряд замечаний, которые были высказаны некоторыми ведомствами и представителями страхового сообщества.
"Настоящая стратегия учитывает тенденции развития страховой отрасли, анализ ее текущего состояния и определяет основные направления развития страховой деятельности в РФ до 2020 года в условиях глобализации финансовых рынков, усиления конкуренции и повышения роли страхового рынка в экономике страны", - говорится в документе, который имеется в распоряжении агентства "Прайм".
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Согласно прогнозам Минфина, реализация предлагаемой ведомством стратегии, должна привести к тому, что в 2020 году доля страхования в ВВП будет на уровне 3,5% против 1,2% в 2011 году.
Совокупный объем премий страховщиков в 2020 году достигнет отметки 3,65 триллиона рублей против 663,7 миллиарда рублей в 2011 году; выплат – 1,84 триллиона рублей против 303,1 миллиарда рублей.
Объем страховых премий на душу населения в 2020 году составит 25,975 тысячи рублей против 4,642 тысячи рублей в 2011 году.
В процессе согласования проекта стратегии ФСФР предлагала уточнить контрольные показатели, с целью получения более объективной информации о степени проникновения страхования в экономику России.
Однако, в документе, внесенном в правительство, Минфин добавил только целевые показатели по страхованию жизни. Так, доля этого сегмента в совокупном объеме страховых премий должна вырасти с 5,2% в 2011 году до 11,9% к 2020 году.
НЕТ СВОБОДЕ ТАРИФОВ
Одной из наиболее значимых новаций последней версии стратегии стало исключение из нее положения о либерализации порядка определения страховых тарифов и передаче их установления страховщикам по обязательным видам страхования.
Судя по всему, Минфин учел предложение Российского союза автостраховщиков (РСА), который в своем заключении на проект стратегии отметил, что полная либерализация тарифов по ОСАГО может быть осуществлена только в долгосрочной перспективе после 2020 года.
Свою позицию РСА мотивировал тем, что страховой рынок не готов к либерализации тарифов на ОСАГО, поскольку в настоящее время многие страховщики осуществляют явный или скрытый демпинг, следствием чего является их банкротство. При этом динамика банкротства и компенсационных выплат не позволяют надеется на то, что в ближайшие годы ситуация стабилизируется.
РСА также предлагал исключить из стратегии положения о переходе от оценки риска и расчета тарифов по ОСАГО на базе транспортного средства на оценку рисков конкретного водителя. Эта формулировка действительно была изъята из документа. Тем не менее, среди основных направлений совершенствования ОСАГО Минфин называет в проекте стратегии обеспечение заинтересованности автовладельцев в повышении безопасности дорожного движения "за счет оценки факторов риска водителя при заключении договора ОСАГО и расчете страховой премии". Таким образом, формулировки были смягчены, но вектор движения в ОСАГО фактически остался прежним.
УНИФИКАЦИЯ "ЦЕНЫ" ЖИЗНИ
В документе, внесенном в правительство, появились нормы о необходимости установления единых подходов к определению размеров страховых сумм и страховых выплат в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан. Соответствующие предложения были высказаны в предложениях РСА и Всероссийского союза страховщиков.
Минфин предлагает в стратегии поэтапно повысить предельный уровень страховых выплат до 2 миллионов рублей, а также расширить перечень выгодоприобрететалей, имеющих право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца.
СМЕНА ПРИОРИТЕТА
В ходе обсуждения стратегии на различных мероприятиях бурную дискуссию вызвала идея Минфина о том, что страховщики должны переориентировать свою деятельность "на обеспечение приоритета удовлетворения потребностей в защите имущественных интересов всех категорий потенциальных страхователей перед прибыльностью бизнеса".
В конечном итоге, Минфин убрал пассаж о прибыльности страхового бизнеса, оставив в числе мер, необходимых для развития добровольного страхования, повышение клиентоориентированности страховщиков.
"ЖИЗНЬ" РАСШИРИЛИ
Минфин расширил положения стратегии, касающиеся развития страхования жизни. Помимо методов и форм стимулирования граждан и предприятий к заключению договоров страхования жизни, Минфин предлагает в стратегии совершенствовать регулирование этого сегмента, в том числе и в области инвестиционного страхования жизни.
Другая новация - возможность комбинирования услуг, предоставляемых в рамках страхования жизни с другими видами страхования, например, медицинским.
Минфин также предлагает определить подходы к инвестированию средств, особенностям исполнения обязательств и формированию резервов по страхованию жизни.
ДРУГИЕ НОВАЦИИ
Стоит отметить, что в ходе дискуссии по стратегии значительное удивление у страховщиков вызвал раздел, касающийся введения института страхового поручительства. В прежней версии документа этому новому для российского рынка механизму было уделено чрезмерное внимание: раздел занимал 1,5 листа. В новой версии ему уделено 2,5 строки, которые фактически носят декларативный характер.
Минфин отказался от идеи рассмотрения вопроса о создании особых условий обязательного страхования для органов государственной власти и муниципальных образований. Против этой инициативы выступила Федеральная антимонопольная служба.
В итоге Минфин предлагает рассмотреть "возможность учета особенностей объектов страхования и деятельности страхователей" при определении условий обязательного страхования для органов государственной власти и муниципальных образований.
Минфин также считает, что для большей эффективности надзора необходимо расширить формы и методы органа страхового надзора, направленные на повышение ответственности страховщика за необоснованное сбережение сумм в связи с неисполнением обязательств.