Олег Максимов
Мы полагаем, что наиболее болезненная для газовой отрасли фаза перехода европейской электроэнергетики с газа на уголь завершена, но ожидать скорого восстановления спроса на газ можно, пожалуй, только в случае резкого изменения стоимости обоих видов топливных ресурсов и квот на выброс парниковых газов. При нынешней же разнице между отпускной ценой электроэнергии и затратами на топливо, необходимое для его производства, использовать газ попрежнему намного менее выгодно, чем уголь. И хотя коэффициент использования установ ленной мощности европейских угольных ТЭС уже довольно высок, потенциал его увеличения не исчерпан. Рост котировок газа на американском рынке затруднил дальнейшее массовое замещение газом угля в США, но тенденцию к переходу на газ на другой стороне Атлантики это пока не остановило. Таким образом, вполне вероятно, что ближайшие годы в Европе пройдут под знаком низкого потребления газа. Как следствие, увеличение экспортных поставок Газпрома будет очень медленным - намного более медленным, чем мы предполагали, что вынуждает нас пересмотреть в меньшую сторону прогноз его операционных и финансовых показателей на ближайшие четыре года. Сегодня у нас нет уверенности в том, что в среднесрочной перспективе Газпром покажет лучшие результаты, чем другие газовые компании.
На наш взгляд, в ближайшие годы конкуренция среди независимых газовых компаний на российском внутреннем рынке будет не усиливаться, а, напротив, ослабевать. Инвесторам более не нужно беспокоиться о том, удастся ли НОВАТЭКу в эти годы сбывать дополнительные объемы газа, т. е. не станет ли недостаток спроса тормозом роста производства: у каждого кубометра газа, который компания способна извлечь из недр до 2016 года, уже есть свой конечный потребитель. Акции НОВАТЭКа остаются одними из наиболее привлекательных в секторе: сбытовые риски свелись к нулю, рост производства должен ускориться, а прибыль в нынешнем году, как ожидается, повысится почти на 25%, тогда как в целом у российских нефтегазовых компаний она мало изменится.
В нефтяном секторе ЛУКойл и Газпром нефть выглядят предпочтительнее, чем Роснефть и Татнефть, исходя из текущей оценки. Акции Транснефти и РД "КазМунайГаз" за последний год сильно подорожали, но, как мы полагаем, сохраняют потенциал роста, хотя инвестору следует помнить, что речь идет о компаниях, стоимость которых может либо значительно увеличиться, либо очень резко снизиться - третьего не дано. У акций Eurasia Drilling Company остается много краткосрочных катализаторов роста, а на долгосрочные перспективы развития бизнеса этой нефтесервисной компании благоприятно влияет решение российского пра вительства ввести льготное налогообложение месторождений трудноизвлекаемой нефти. Наконец, мы попрежнему рекомендуем входить в капитал Сургутнефтегаза преимущественно через привилегированные акции, несмотря на тот ажиотаж, который может возникнуть вокруг обыкновенных в преддверии намеченной на апрель публикации результатов компании по МСФО.