МОСКВА, 25 янв - Прайм. Госдума на пленарном заседании в пятницу приняла в первом чтении правительственный законопроект о создании Росфинагентства.
Политическое решение о создании Росфинагентства было принято еще до кризиса в 2008 году. В августе 2011 года Минфин сообщал, что между ведомствами экономического блока достигнут консенсус о создании агентства и форме его организации. Более того, планировалось, что осенью 2011 года правительство внесет в Госдуму этот законопроект. Однако он попал в парламент только в сентябре 2012 года.
Согласно документу, Росфинагентство будет учреждено правительством РФ в форме ОАО. В ходе обсуждения законопроекта депутаты выступали против этого решения. По мнению членов бюджетного комитета, статус акционерной компании будет способствовать росту коррупции и выводу средств РФ за рубеж.
По решению правительства Минфин будет вправе привлечь организацию к выполнению функций по размещению и учету средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также для выполнения функций по размещению, выкупу, обмену, обслуживанию, погашению и учету государственных долговых обязательств РФ.
Предполагается, что правительство или Минфин будут устанавливать инвестиционную декларацию Росфинагентства. Кабмин также будет определять права и обязанности организации по договорам, перечень и порядок возмещения расходов, произведенных агентством, порядок определения и выплаты ему вознаграждения, состав и сроки представления отчетности, ответственность за нарушение условий договоров.
Кроме того, правительство вправе устанавливать дополнительные требования к работникам Росфинагентства: раскрытие сведений о доходах и имуществе сотрудников, их супругов и несовершеннолетних детей, а также ограничения и запреты, связанные с исполнением служебных обязанностей.
Предполагается, что закон, в случае его принятия, вступит в силу со дня официального опубликования.
Как заявил ранее замминистра финансов Сергей Сторчак, на первоначальном этапе Росфинагентство получит в управление только 10% ФНБ. Он пояснил, что речь идет о первом годе существования структуры, на котором будет осуществляться тестирование работы агентства. В дальнейшем объем средств под управлением будет постепенно увеличиваться, однако пока сложно предсказать, какими темпами, и какая доля суверенных фондов будет окончательно передана Росфинагентству.
Сторчак отметил, что весь объем средств Резервного фонда и ФНБ, скорее всего, никогда не будет передан Росфинагентству, поскольку часть средств правительством будет держаться в высоколиквидных активах.
ЗАМЕЧАНИЯ ДЕПУТАТОВ
В ходе обсуждения проекта закона члены комитета указали на ряд серьезных недостатков документа. Депутаты заявили о необходимости дополнительного обсуждения порядка формирования уставного капитала Росфинагентства и установления в нем доли РФ, о финансовом обосновании расходов по созданию и функционированию организации.
В частности, в пояснительных материалах к законопроекту отмечается, что его принятие не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета. Вместе с тем депутаты указали, что ранее представители Минфина оценили затраты на создание Росфинагентства в 1,5 миллиарда рублей (по расчетам Минфина они должны окупиться в течение года).
Законопроект предусматривает создание Росфинагентства в форме ОАО, акции которого свободно обращаются на рынке. На основании пункта 1 статьи 97 ГК РФ участники акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Между тем в законопроекте отсутствуют положения об обязательной доле государства в уставном капитале Росфинагентства.
Законопроект не устанавливает каких-либо требований к акционерам и не определяет последствий нарушения ими этих требований, не регулирует вопросы внутреннего и внешнего контроля. Это, по мнению депутатов, может привести к несоблюдению целей управления средствами госфондов.
По мнению профильного комитета, в законопроекте необходимо определить порядок размещения активов и открытия счетов специализированных финансовых организаций в кредитных организациях с участием государства, а также порядок, условия и объемы средств ФНБ, передаваемых Росфинагентству в доверительное управление.
Члены профильного комитета также предложили включить Росфинагентство в перечень стратегических организаций и установить парламентский контроль над его деятельностью.