Григорий Бирг
На международном форуме в Давосе большое внимание было уделено дальнейшему развитию экономики России. В первую очередь инвесторов интересует приватизация крупных государственных компаний, и российские чиновники охотно комментировали эту тему. В частности, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что участие государства в экономике России будет постепенно ослабевать.
Пока же в важнейшем для страны нефтегазовом секторе заметно лишь усиление роли государства. В этом отношении показателен пример Роснефти, стремительное развитие которой зачастую идет в ущерб интересам частных компаний.
После приобретения ТНК-BP существенно вырастет доля Роснефти в добыче углеводородного сырья. По итогам 2012 года компания добыла 23% всего объема нефти и конденсата и порядка 2% газа. С учетом добычи ТНК-BP эти показатели составили бы 37% и 4% соответственно. Таким образом, хотя по завершении сделки 19,75% Роснефти будет принадлежать BP, можно с полной уверенностью говорить, что ее результатом станет существенное увеличение доли государства в секторе.
Роснефть готовилась к переменам достаточно долго. Основной актив, приносящий компании более половины всей добычи нефти, Юганскнефтегаз в прошлом принадлежал Юкосу, на тот момент крупнейшей частной нефтяной компании страны. Частная ТНК-BP до поглощения была третьей в России по объему добычи нефти.
Также стоит обратить внимание на то, что сразу несколько ведущих иностранных компаний согласились сотрудничать с Роснефтью в российских проектах, привлекли ее к участию в своих и согласились делиться опытом лишь в обмен на доступ к российскому шельфу. При этом президент и председатель совета директоров Роснефти Игорь Сечин в бытность свою членом правительства добился того, что практически беспрепятственный доступ к шельфовым участкам получили лишь государственные компании. В настоящее время Роснефть владеет правом на разработку 14 участков на шельфе и в ближайшем будущем получит еще 12. Газпрому принадлежат лицензии на семь участков, а еще на 17 он подал заявку. Таким образом, две государственные компании получат доступ к 75-80% ресурсов российского шельфа. В ближайшие годы в этом плане мало что изменится. Максимум, на что могут рассчитывать частные компании, это участие в менее рентабельных проектах, от которых отказались госкомпании.Но даже в этом случае у госкомпаний будет опцион на долю в них, притом что отдельные представители частного бизнеса, Лукойл например, имеют солидный опыт работы на шельфе и готовы были вложить больше денег в ГРР в более короткие сроки.
В плане развития газового направления Роснефть делает весьма успешные шаги и в будущем потеснит как Газпром, так и Новатэк. Этому поможет рост добычи газа СП Роснефти и Итеры и развитие газовых активов, полученных в результате присоединения ТНК-BP. В прошлом году Роснефть уже заключила ряд крупных контрактов на поставку газа промышленным потребителям, главным из которых стал договор на передачу 875 млрд куб. м газа Интер РАО в 2016-2040 годах. В последние годы Интер РАО сокращало долю закупок у Газпрома в пользу Новатэка, который рассчитывал остаться основным поставщиком газа для энергетического холдинга. Однако этим плана осуществиться не суждено, так как в будущем Роснефть сможет стать единственным поставщиком ИРАО.
Таким образом, с самого начала своего существования и до последних событий Роснефть олицетворяла собой движение России в сторону большего огосударствления важнейшего сектора экономики страны — нефтегазового. В то же время нельзя отрицать, что этот процесс сделал акции Роснефти крайне привлекательными. В настоящий момент потенциал роста в них практически исчерпан и составляет 6%. Для дальнейшего повышения котировок потребуется как минимум следующие предпосылки: снижение долговой нагрузки, реализация синергий от объединения с ТНК-BP, дальнейшее развитие газового сегмента и подтверждение ресурсного потенциала российского шельфа. Целевая цена по акциям Роснефти — 288 руб.