Вчерашняя злосчастная публикация негативной предварительной цифры по американскому ВВП за 4-й квартал (-0.1%) вызвала столько разговоров и пересудов, что даже затмила собой важность пресс-релиза Бена Бернанке после заседания Комитета по Открытым рынкам. Официальная версия сводится к тому, что снижение было вызвано искусственными факторами: упавшими до минимального уровня с 1973 года расходами на оборону, низкими запасами и природными катаклизмами. На поверку более или менее убедительным выглядит лишь последний довод: на самом деле, индустриально интенсивное Восточное побережье до сих пор полностью не восстановлено, и три пострадавших в Нью-Йорке, Нью-Джерси и Мэйне НПЗ так и не вышли на установленную мощность. Обывателю не совсем понятно, каким образом ВПК мог оказаться недофинансированным в 4-м квартале, если бюджетные расходы на оборону утверждаются на год вперёд и носят более или менее непрерывный характер. Наконец, с трудом верится, что в период предрождественских распродаж, начавшихся в ноябре с «чёрной пятницы», коммерческие запасы «позабыли» нарастить (да и не было на нашей памяти никаких выдающихся провалов в соответствующей статистике того времени).
На самом деле, истинная причина снижения, скорее всего, кроется в т.н. «эффекте высокой базы»: как известно, окончательная цифра роста ВВП США за 3-й квартал составила, по официальным данным, +3.1%, что плохо сочеталось с падавшими в течение соответствующего периода индексами PMI и деловой активности региональных ФРБ (за исключением ФРБ Далласа) и т.п. Очевидно, что реальное значение должно было составить никак не больше +2.7%, о чём мы неоднократно отмечали в наших обзорах. Впрочем, в данном случае важна не причина, а эффект: фондовые индексы впервые с начала года реально споткнулись. Dow завершил день снижением на 0.32% до 13910, Nasdaq просел на 0.37% до 3142, а S&P 500 откатился на 0.39% до 1502. Даже ряд позитивных корпоративных отчётов, включая корпорацию Боинг (Q4 EPS составила 1.28 долларов, при ожиданиях 1.18 долларов; при этом прогноз менеджмента на год также оказался на удивление оптимистичным), Квалкомм (Qualcomm) (EPS 1.26 долларов на акцию при прогнозе 1.12 долларов на акцию) и, наконец, Фейсбук (квартальная прибыль на акцию – 0.17 долларов при консенсус-прогнозе 0.15 долларов) – не смогли улучшить общий минорный тон.
Тот факт, что Федрезерв в таких условиях лишь подтвердил текущие ориентиры его монетарной политики: продолжение программ «количественного смягчения» QE3 и QE4 вплоть до наступления одного из двух условий: безработица ниже 6.5%, либо – инфляция выше 2%, никого не удивил. Вместе с тем, подобная расстановка сил фактически ознаменовала окончание периода затянувшегося инерционного роста американских фондовых индексов – с одной стороны, и снижение привлекательности инвестиций в низкодоходные инструменты долгового рынка – с другой. Мы видели вчера крайне тревожную картину: на фоне падавших цен на акции происходило также падение котировок казначейских облигаций (так, доходность 10-летних UST за день выросла на 0.62 п.п. до 1.98%. Очевидно, консервативные американские управляющие активами пришли в состояние замешательства: фаворитом рынков становится сегмент сырьевых фьючерсов, показывающий с начала года завидное восстановление (и, в отличие от акций, им есть куда расти!). Похоже, в первом квартале на рынке случится настоящее сырьевое ралли, но получить от него выгоду сможет лишь, как говорится, «специально обученный персонал».