Александр Разуваев, Дарья Желаннова, Леонид Матвеев
Сегодня российский рынок открылся в негативе, РТС - 1 618,71 и падает, ММВБ - 1 543,43 и падает. Большинство бумаг торгуется в минусе, исключение составляют Лукойл и Автоваз. Внешний фон умеренно негативный. Сегодня стоит обратить внимание на выход данных по розничным продажам и индексу потребительских цен в Германии, а также статистику по рынку труда в США, особенно число первичных заявок на пособие по безработице. Как и ожидалось, заседание FOMC прошло без сюрпризов, остались неизменными параметры монетарной политики. ФРС отметило замедление экономической активности, а также сохранение безработицы на высоком уровне, таргет остается на уровне 6,5%, по инфляции - 2%.
По информации циркулирующей в деловых кругах проведенное Владимиром Путиным 25 января внеплановое заседание Совета Безопасности было посвящено в основном проблемам вывода российских активов из-под юрисдикции США и ЕС в рамках взятого курса на "деоффшоризацию" российской экономики в связи с растущей угрозой санкций со стороны западных партнеров.
Северсталь опубликовала слабые операционные результаты за прошлый год.
В последнее время в инвестиционном сообществе усилилась дискуссия, какую курсовую политику должен проводить Банк России. Естественно курсовая политика это всегда компромисс, то, что выгодно одним, мягко сказать не выгодно другим хозяйствующим субъектам. У сторонников слабого рубля традиционная логика. Более слабая национальная валюта поддерживает экспортеров и конкурентов импорта на внутреннем рынке, способствует росту экономики и промышленного производства. С их точки зрения слабый рубль также смягчит последствия вступления России в ВТО.
Но их логика ошибочна. На самом деле, не стоит ограничиваться только ключевыми макроэкономическими индикаторами. России нужен сильный рубль. И по нескольким очень важным причинам. Конкурировать в глобальной экономике можно не только низкими издержками, но и технологиями, высокой производительностью труда. Без импорта технологий Россия даже не сможет разбурить собственный арктический шельф, не говоря уже о реальной модернизации экономики страны.
Россия вряд ли в обозримом будущем уйдет от сырьевого характера экономики. Наш экспорт в значительной степени зависит от объемов добычи и мощностей трубопроводов. А укрепление рубля Газпром с Роснефтью и ЛУКОЙЛом переживут. Для них важнее налоговые льготы по новым месторождениям, которые требуют миллиардных долларовых инвестиций.
Сильная валюта ведет к снижению инфляции, что сбивает ставки по потребительскому и ипотечному кредитованию. Есть и социальный момент. Известно, что инфляция это налог на бедных. Если официальная инфляция в прошлом году составила 6-7%, то для наименее обеспеченных россиян традиционные – 20-25%. Сильный рубль также способствует притоку иностранных инвестиций, прежде всего, на рынок рублевого корпоративного долга, ставки на нем выглядят аномально высокими с учетом рисков и уровня ставок в мире. Спекулянты на рынке акций также любят сильную валюту, это приводит к притоку горячих денег в Equity.