СП: привлечение в сферу ЖКХ общественного контроля повысит качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг
1 февраля с.г. Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты проверки эффективности расходования средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств долевого финансирования, направленных на капитальный ремонт МКД и на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в субъектах Федерации. Проверка проводилась с участием контрольно-счетных органов субъектов Федерации. С сообщением выступил аудитор Александр Филипенко.
На Коллегии отмечалось, что в реализации региональных адресных программ, финансируемых с участием средств Фонда ЖКХ, принимают участие все субъекты Федерации кроме г. Москвы и Чеченской Республики.
Проверка показала, что реализация закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» способствовала развитию рыночных отношений в жилищно-коммунальной сфере. Доля многоквартирных домов, находящихся в управлении коммерческих организаций на территориях муниципальных образований, участвующих в реализации Федерального закона № 185-ФЗ, по итогам 2011 г. составила 89,7 процента (норматив - 80 процентов). Доля управления МКД товариществами собственников жилья составляет 19,9 процентов (норматив - 10 процентов).
Как следует из материалов Коллегии, на реализацию региональных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда с 2008 г. по 1 декабря 2012 г. за счет всех источников финансирования направлено 434,5 млрд. руб., из них средства Фонда ЖКХ - 322,7 млрд. руб., или 74,3 процента. Анализ движения денежных средств, выделенных на реализацию региональных адресных программ в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях за период с 2008 по 1 декабря 2012 г., показал наличие ежегодно на счетах бюджетов неиспользованных средств Фонда ЖКХ, направленных на реализацию программ. Субъектами Федерации в 2008-2012 гг. на счет Фонда ЖКХ возвращено 4,4 млрд. руб. При этом средства в объеме 1 млрд. руб., выделенные субъектам Федерации по заявкам 2008-2010 гг., возвращены ими в Фонд ЖКХ спустя более одного года как неиспользованные, что свидетельствует о несоблюдении принципа эффективности и результативности использования бюджетных средств, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В то же время качественных преобразований в отрасли не произошло. Состояние жилищного фонда характеризуется высокой степенью износа и способствует избыточному потреблению энергетических ресурсов. Система управления имущественным комплексом с использованием концессионных соглашений и иных механизмов государственно-частного партнерства находится в стадии образования. Многими управляющими компаниями и ТСЖ не обеспечен свободный доступ к данным об основных показателях их финансово-хозяйственной деятельности. Хозяйственный механизм, сложившийся в настоящее время в жилищно-коммунальном комплексе, не обеспечивает эффективную и надежную работу коммунальной инфраструктуры, ее модернизацию, бесперебойную поставку коммунальных ресурсов для потребителей. При этом органам местного самоуправления не всегда удавалось принять своевременные и достаточные меры по повышению надежности работы коммунальных систем и устранению аварийных ситуаций.
На Коллегии отмечалось, что наличие большого количества обращений граждан по решению проблем в жилищно-коммунальном комплексе свидетельствует о том, что механизм проведения органами местного самоуправления проверок деятельности управляющих организаций на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, установленный Жилищным кодексом, до настоящего времени не работает. Привлечение в эту сферу общественного контроля как новой формы государственно-частного партнерства позволит усилить контроль за деятельностью коммерческих организаций в ЖКК и повысить качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Коллегия решила направить информационное письмо в Минрегион России. Информация об основных итогах и отчет о результатах контрольного мероприятия направляется в палаты Федерального Собрания и полномочным представителям Президента в федеральных округах. Отчет о результатах проверки также направляется в Генпрокуратуру России, Фонд ЖКХ и контрольно-счетные органы субъектов Федерации, участвующих в программах Фонда ЖКХ.
Департамент информации
Счетной палаты Российской Федерации
7 февраля 2013 года