Рыночная стоимость активов, находящихся госсобственности, по самым скромным оценкам, в полтора раза превышает объем российского ВВП, однако сами власти признают, что управление этим имуществом далеко не всегда можно назвать эффективным. Правительство РФ на заседании в четверг попыталось выработать единую концепцию в этой области.
На обсуждение был вынесен проект государственной программы "Управление федеральным имуществом" и меры, направленные на повышение эффективности управления госимуществом.
В ведении Росимущества сейчас находятся свыше 2,3 тысячи акционерных обществ с госучастием, около 1,8 тысячи ФГУПов, более 20 тысяч учреждений, почти 250 тысяч казенных объектов и 238 тысяч земельных участков общей площадью 553 миллиона гектаров.
"По нашим предварительным оценкам, совокупная номинальная стоимость указанных объектов составляет около 12 триллионов рублей. Эта цифра, безусловно, занижена на порядок. Рыночная стоимость, по предварительным оценкам, превышает 100 триллионов рублей, может быть, даже больше", - заявил на заседании правительства глава Минэкономразвития Андрей Белоусов.
Согласно данным официальной статистики, объем ВВП России по итогам 2012 года достиг 62 триллионов рублей. От управления госимуществом бюджет получил 433,6 миллиарда рублей, в том числе от приватизации - 201,5 миллиарда рублей, в качестве дивидендов от госкомпаний - 212,6 миллиарда рублей.
УЙТИ НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ
Власти уже несколько лет говорят о необходимости снижения присутствия государства в экономике, в том числе о постепенном выводе чиновников из советов директоров компаний с госучастием. Нынешний премьер Дмитрий Медведев еще в ранге главы государства поручил в течение трех лет, начиная с 2012 года, вывести госслужащих из советов директоров акционерных обществ.
Выступая в четверг на заседании правительства, Медведев напомнил о необходимости повышения прозрачности отбора кандидатов в советы директоров госкомпаний, а также поддерживал идею о дальнейшем развитии института профессиональных директоров. "Действительно, сейчас пропорция еще в пользу государственных служащих, притом это не самые, может быть, значимые фигуры <...> Эту пропорцию нужно развернуть в обратную сторону: госслужащие пусть сидят в основном в ревизионных комиссиях", - сказал премьер.
В этих комиссиях их присутствие как контролеров оправдано, однако ключевые корпоративные решения должны принимать люди, не обремененные государственными обязанностями и профессионально подготовленные, хотя они и должны действовать на основе государственных инструкций – директив, считает Медведев.
Между тем вице-премьер Аркадий Дворкович полагает, что из-за вывода чиновников из советов директоров возникла необходимость выстроить альтернативный механизм согласования позиций.
"При выводе госслужащих - руководителей высокого ранга из советов директоров возникает чистый вакуум во взаимодействии между компаниями и органами госвласти. Наличие постоянного механизма взаимодействия, регулярных встреч, консультаций в выработке позиций является принципиально важным для эффективного управления соответствующей компанией", - сказал Дворкович.
Вице-премьер в конце прошлого года столкнулся с проблемами при проведении через совет директоров "РусГидро"
В свою очередь глава Минэкономразвития отметил прогресс в выполнении задачи по замене госчиновников в советах директоров госкомпаний на профессиональных директоров. Вместе с тем Белоусов признал, что "в целом, несмотря на внедрение указанных новаций, качество управления акционерными обществами остается достаточно низким".
НЕЭФФЕКТИВНЫХ НА ВЫХОД
По словам министра, в большинстве предприятий с госучастием до сих пор не определены ключевые показатели эффективности их деятельности. "Федеральным органам исполнительной власти до 1 января 2015 года необходимо определить целевую функцию для активов, находящихся в их ведении. Имущество, по которому органами госвласти не будут определены целевые функции, мы предлагаем после 1 января 2015 года включать в программу приватизации автоматически, без согласования с федеральными органами власти", - заявил Белоусов.
Он добавил, что за каждым объектом федерального имущества необходимо закрепить его целевую функцию и ввести презумпцию безусловного отчуждения имущества, если она не определена. Минэкономразвития до 1 сентября текущего года разработает и утвердит методические рекомендации по определению целевого назначения имущества.
Белоусов отметил, что при разработке программы приватизации федеральные органы, как правило, сначала до последнего мотивируют целесообразность сохранения подведомственных предприятий, а потом, когда оказывается, что эти предприятия банкроты и перестают вести деятельность, передают их в казну в ведение Росимущества.
Премьер поддержал это предложение, но предупредил, что определение таких функций не должно стать самоцелью для удержания этого имущества в госсобственности.
При этом Медведев выразил уверенность, что федеральные ведомства за два года смогут определить такие целевые функции. "Потому что если была бы поставлена задача что-то удержать, то целевая функция всегда найдется. Поэтому хотел бы вернуть вам ваше предложение и сказать, что нужно оценить и постараться отсепарировать, отделить нормальные целевые функции от целевых функций, смысл которых в прикрытии отказа от приватизации", - отметил глава правительства, обращаясь к министру экономики.
Диляра Сайфутдинова, Прайм