По информации издания, соответствующее письмо президент "Транснефти" Николай Токарев направил 6 февраля главе группы "Сумма" Зиявудину Магомедову, гендиректору НМТП Радо Антоловичу и председателю совета директоров порта Марату Шайдаеву. Монополия считает, что ее позиция как акционера игнорируется, поэтому хочет сменить представляющих Магомедова гендиректора порта и председателя совета директоров на своих представителей — Сергея Киреева и Максима Гришанина соответственно.
Внеочередное собрание акционеров монополия предлагает провести 30 мая.
Группа "Сумма" и "Транснефть" владеют 50,1% акций НМТП, государство в лице Росимущества - 20% акций, структуры ОАО "РЖД"
Пресс-секретарь госкомпании Игорь Демин подтвердил "Коммерсанту", что такое письмо отправлено. В группе "Сумма" от комментариев отказались. Антолович, узнавший о претензиях от корреспондента "Коммерсанта", воспринял их с недоумением.
"Представители "Транснефти" никогда не высказывали никаких претензий ни к работе менеджмента в целом, ни ко мне лично, — заверил он. - Все ключевые решения — по стратегии развития, инвестиционной программе, бюджету — принимались на основе консенсуса. Рост производственных показателей по итогам прошлого года тоже не вызывал у представителей "Транснефти" и других акционеров ничего, кроме благодарности".
В свою очередь, как заявил в интервью "Коммерсанту" Токарев, "Транснефть" не устраивает игнорирование интересов компании, в частности, попытки "Суммы" увеличить представительство в дочерних структурах НМТП, что создает риски потери управляемости. "Мы равноправные партнеры, поэтому вся работа должна осуществляться исходя из взаимных интересов. Мы не собираемся быть в этой ситуации какими-то там наблюдателями", - подчеркнул он.
"Если говорить о перспективах сотрудничества — мы очень разные компании. Принципиально разные. Наши приоритеты совпадают далеко не всегда. То, что является приоритетом для "Транснефти" как госкомпании, подчас прямо противоречит целям частной структуры. И тогда появляются какие-то моменты, омрачающие наше сотрудничество", - добавил Токарев.
Источник в порту рассказал "Коммерсанту", что с 2011 года прошло около 35 заседаний совета директоров НМТП, "разногласий никогда не возникало", а Антолович был утвержден в должности гендиректора в июле 2012 года "при полной поддержке" "Транснефти". Разногласия возникли в начале 2013 года, когда формировались списки кандидатов в советы директоров компаний группы НМТП. "Транснефть" впервые потребовала, чтобы в трех из девяти основных юридических лиц холдинга — "Флот НМТП", Новороссийский зерновой терминал и "Союзфлотпорт" — ее представительство увеличилось на одного человека. Для этого нужно было либо исключать кандидатов от других акционеров, либо срочно вносить изменения в уставы компаний, поэтому монополии отказали, пояснил источник "Коммерсанта".
Он добавил, что у "Транснефти" могут также быть претензии по объемам вложений в развитие нефтерайона Шесхарис. "Но монополия до сих пор не представила менеджменту порта планы по объемам грузопотока через Шесхарис, - уточнил собеседник "Коммерсанта". - А пока даже его текущие мощности недозагружены, при максимально возможных 66 млн т в год переваливается 41-42 миллионов тонн. Без подтверждения роста перевалки менеджмент не имеет права увеличивать финансирование развития нефтерайона".
Удастся ли "Транснефти" сменить руководство порта, во многом зависит от позиции федеральных чиновников в совете директоров НМТП. Источник в Минтрансе считает, что предложение компании вряд ли будет поддержано. "Видимо, монополия хочет большего акцента на развитие нефтеналивных комплексов, - поясняет собеседник "Коммерсанта". - Но кадровые революции должны подкрепляться вескими причинами. А сейчас показатели порта растут, например, EBITDA — в среднем на 20% в год".
В свою очередь, газета "Ведомости" в понедельник пишет о том, что группа "Дело" бывшего депутата Госдумы Сергея Шишкарева собирается принять участие в торгах по продаже госпакета Новороссийского морского торгового порта (НМТП, 20%), начав переговоры с UBS (банк — организатор сделки по продаже госпакета).
Помочь "Делу" с финансированием сделки по покупке НМТП может "Роснефть", уверяет один из собеседников "Ведомостей".
Группа НМТП является крупнейшим в России и третьим в Европе портовым оператором по объему грузооборота. Группа объединяет стивидорные компании, ООО "Приморский торговый порт" (с 2011 года), ОАО "Новороссийский зерновой терминал", ОАО "Новороссийский судоремонтный завод"