Фонд содействия реформированию ЖКХ должен стать оператором по инвестированию кредитных средств в коммунальную инфраструктуру
На заседании рабочей группы Открытого правительства по вопросам ЖКХ в рамках 10 Красноярского экономического форума была представлена модель привлечения инвестиций в отрасль жилищно-коммунального хозяйства.
- Дополнительно к введению долгосрочного тарифного регулирования, планируется создание института развития, направленного на привлечение кредитования в отрасль, - отметил исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие» Андрей Чибис. - После 2016 года тарифы на тепло, воду и водоотведение будут устанавливаться не ежегодно, а сроком не менее чем на пять лет, причем любое необоснованное снижение тарифов для ресурсоснабжающих организаций будет компенсироваться государственным финансированием.
- Проблемами инвестирования в коммунальную инфраструктуру остаются политизированное тарифное регулирование, слабая работа механизма государственных гарантий, низкая доходность и долгий срок окупаемости проектов, - сказал первый заместитель директора НП «ЖКХ Развитие» Алексей Макрушин. - При этом пока нет единых подходов к инвестированию.
На заседании рабочей группы было предложено сделать Фонд содействия реформированию ЖКХ единым государственным оператором, привлекающим как кредитные средства коммерческих банков, так и бюджетные средства для реализации инвестиционных проектов в ЖКХ. Планируется также использование средств Пенсионного фонда, что позволит не только привлечь дополнительные средства, но и увеличить эффективность управления пенсионными накоплениями граждан. По словам Алексея Макрушина, преимуществами Фонда как единого государственного оператора будут являться низкие процентные ставки, «длинные» деньги, а также снижение рисков тарифного регулирования. При этом повысится прозрачность, а значит, и эффективность вложения средств.
- Очень важно при этом устанавливать честные тарифы, не допускающие перекосов ни в сторону завышения, ни в сторону занижения, - отметил Макрушин. - Для качественно нового тарифного регулирования необходимо разработать унифицированные целевые показатели, понятные и регулятору, и ресурсоснабжающей организации, и потребителю. При этом регулятор должен отвечать за обоснованность целевых показателей, контролировать их достижение, и, что немаловажно, разъяснять потребителю, за что и сколько он платит. Возможно проведение открытых слушаний, как это принято в международной практике, а также обучение потребителей подробному анализу счет-квитанций. Одним из ключевых критериев эффективности должен стать анализ обращений потребителей и опросы населения на тему качества предоставляемых услуг.