Законопроект был разработан Минфином в соответствии планом мероприятий по реализации стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 года.
Как сообщается, документ предусматривает уточнение положений федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и направлен на изменение требований к участию банков в ССВ, а также уточнение положений, устанавливающих банкам запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских операций.
В части требований к участию банков в ССВ законопроектом предполагаются такие изменения, как установление необходимости соблюдения банком порядка раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное влияние на решения, принимаемые органами его управления, уточнение состава групп показателей оценки финансовой устойчивости банка, а также уточнение порядка признания Банком России финансовой устойчивости банка достаточной.
Для участия в ССВ банк должен предоставлять Банку России права в целях оценки достоверности учёта и отчётности банка, а также установления фактов, которые связаны с определением соответствия банка требованиям к участию в ССВ и которые невозможно получить методами дистанционного надзора.
Кроме того, сообщается, что инспекционная проверка в банке, ходатайствующем о выдаче разрешения, не будет проводиться в случае, когда проверка по этим же вопросам была завершена не ранее чем за три месяца до представления ходатайства о выдаче разрешения Банка России.
В качестве оснований, по которым банки признаются не соответствующими требованиям к участию в ССВ, документом предусмотрены такие изменения, как неоднократное признание в течение года Банком России недостоверными учёта и отчётности банка, признание неудовлетворительными три месяца подряд групп показателей оценки прозрачности структуры собственности банка, оценки качества управления банком, а также невыполнение банком в течение шести месяцев подряд одного и того же обязательного норматива за исключением случаев, когда его невыполнение вызвано изменением методики его расчёта и несоблюдение банком порядка раскрытия информации три месяца подряд.
Вместе с тем из оснований, по которым банки признаются не соответствующими требованиям к участию в ССВ, исключаются группы финансовых показателей (капитал, активы, ликвидность), несоответствие которым может являться наиболее болезненным основанием для вынужденного введения Банком России запрета в отношении банков, которые являются вполне устойчивыми, так как недостатки в их деятельности могут быть не сопряжены с непосредственной угрозой интересам кредиторов и вкладчиков.
Кроме того, законопроектом предусматривается обязанность Банка России доводить до сведения банка информацию о возникновении у него оснований, которые могут повлечь прекращение его права на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц.
"Принятие законопроекта позволит унифицировать надзорные требования к оценке устойчивости кредитных организаций и требования к участию в ССВ, снимет потенциальную проблему вынужденного введения Банком России запрета на привлечение денежных средств физических лиц во вклады и открытие банковских счетов физических лиц в финансово-устойчивых банках, что снизит регулятивный риск как для индивидуальных банков, так и в определённых ситуациях для банковской системы в целом", - говорится в сообщении.
Документ будет рассмотрен на заседании правительства.