15 февраля с.г. Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты комплексной проверки соблюдения законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также эффективного и целевого использования межбюджетных трансфертов, включая средства Инвестиционного фонда Российской Федерации, в Курганской области. С сообщениями выступили аудиторы Александр Филипенко и Сергей Рябухин.
На Коллегии отмечалось, что организация бюджетного процесса в Курганской области в части утверждения основных характеристик областного бюджета осуществляется в соответствии с действующим бюджетным законодательством. Бюджет Курганской области за 2011 г. по доходам исполнен в сумме 27,58 млрд. руб., или на 99 процентов, по расходам - в сумме 28,33 млрд. руб., или 93,1 процента уточненных годовых назначений. Превышение расходов над доходами (дефицит) составило 745,32 млн. руб. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (без учета субвенций) составили 35,8 процента общей суммы доходов. Объем государственного долга области в течение 2011 г. увеличился на 11 процентов и по состоянию на 1 января 2012 г. составил 1,9 млрд. руб., или 16 процентов общего объема собственных доходов. За 9 месяцев 2012 г. государственный долг вырос на 25,6 процента и составил 2,4 млрд. руб. Общий объем кредиторской задолженности областного бюджета в течение года увеличился в 2 раза и по состоянию на 1 января 2012 г. составил 529,35 млн. руб. В то же время по состоянию на 1 января 2012 г. остатки средств на едином счете областного бюджета составили 1,2 млрд. руб., из которых средства федерального бюджета - 58,2 процента.
Как следует из материалов Коллегии, Правительством Курганской области не выполняются требования Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части внеочередного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Из 992 граждан, у которых наступило право на получение жилья, фактически обеспечены жильем только 564 человека.
В ходе контрольного мероприятия было установлено, что Департаментом здравоохранения Курганской области при строительстве областного перинатального центра были приняты и оплачены работы за установку модульной котельной на сумму 27,8 млн. руб., пуск и наладка которой до настоящего времени не завершены, так как работы произведены в отсутствие положительного заключения экспертизы на корректировку проектной документации в части изменений ее технических решений, что является нарушением Градостроительного кодекса Российской Федерации и привело к несоответствию мощности объекта техническим параметрам системы вентиляции корпусов перинатального центра.
Проверка показала, что Курганским областным онкологическим диспансером в отсутствие необходимых помещений в 2012 г. было закуплено высокотехнологичное медицинское оборудование на сумму 223,76 млн. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 223,38 млн. руб. До настоящего времени отсутствует проектно-сметная документация, строительство пристроя к зданию онкодиспансера не начато, приобретенное медоборудование не установлено и не введено в эксплуатацию. В Курган поставлено оборудование на общую сумму 53,88 млн. руб., которое принято на ответственное хранение на склад. Медицинское оборудование на сумму 169,88 млн. руб., согласно представленным документам, находится на ответственном хранении у поставщика без указания адреса хранения.
В представленных на Коллегию материалах отмечалось, что приобретенный компьютерный томограф стоимостью 26 млн. руб. не установлен и не эксплуатируется, так как планируется к установке в пристрое лечебного корпуса противотуберкулезного диспансера, который до настоящего времени находится в стадии строительства. В нарушение действующего законодательства Департаментом строительства в контракте на строительство пристроя не установлен конечный срок выполнения работ. С начала строительства, которое ведется в течение 9 лет, сметная стоимость объекта увеличилась на 245,6 млн. руб. (в 5,3 раза) и в ценах 2012 года составляет 303,3 млн. руб.
Кроме того, в рамках контрольного мероприятия, по обращению ФСБ России был проверен вопрос предоставления субсидии на реализацию инвестпроекта по строительству Курганской ТЭЦ-2. Общий объем нарушений, выявленных при его реализации, составил свыше 755 млн. рублей. В том числе был установлен факт применения подрядчиком более дешевых материалов, оборудования и технических решений, чем предусмотрено проектом. Данными действиями нанесен ущерб областному бюджету в сумме 270 млн. рублей.
Коллегия решила направить представления губернатору Курганской области и главе администрации г. Курган, а также обращение в Генпрокуратуру России (с приложением отчета). Отчет также направляется в палаты Федерального Собрания, полномочному представителю Президента в Уральском федеральном округе и ФСБ России.
Департамент информации
Счетной палаты Российской Федерации
20 февраля 2013 года