В истории Венесуэлы был Освободитель - именно так называют до сих пор главного национального героя Симона Боливара, принесшего в девятнадцатом веке свободу стране от испанского владычества. Под каким именем увековечат скончавшегося от онкологического заболевания президента Уго Чавеса, покажет время. Но уже сейчас понятно, что в современной истории страны именно этот человек оставил самый заметный след.
Один из самых экстравагантных и популярных в мире политиков ушел в мир иной. Уго Чавес умер в возрасте 58 лет после продолжительного лечения и нескольких операций, связанных с онкологическим заболеванием. Оно было диагностировано у него в середине 2011 года, однако до последнего времени не мешало главе государства активно исполнять свои обязанности. Во время первых трех хирургических вмешательств отсутствие Чавеса в Венесуэле если и чувствовалось, то не вызывало всеобщего беспокойства, тем более, что, по словам медиков, он шел на поправку.
Все изменилось перед четвертой, последней операцией, которую сделали ему кубинские медики в начале декабря прошлого года. Чавес пропал не только с экранов телевизоров, с начала ноября до середины февраля он не писал в своем микроблоге в Twitter, не выходил на связь с национальным телевидением из Гаваны, как делал раньше, находясь там, а о здоровье Чавеса народу рассказывали различные официальные лица.
Чавес боролся с раком долго и упорно, как и все, что он делал в этой жизни. Бывший военный, неудачный мятежник, он сумел прийти к власти демократическим путем, победив конкурентов, а затем не оставить противникам шанса на выборах во многом за счет своего темперамента, пламенной революционной убежденности и подавляющей всех и вся харизмы.
Чавес родился в многодетной семье школьного учителя, в его жилах течет индейская и негритянская кровь. В детстве он был смышленым и живым ребенком, мечтавшим стать профессиональным игроком в бейсбол. Однако сразу после школы Чавес поступил в военное училище. Здесь начинается его первое приобщение к революционной деятельности. В училище молодые курсанты создают организацию "КОМАКАТЕ". Бесспорным лидером организации сразу же стал Чавес, который выделялся среди однокурсников широтой общественно-политического кругозора и эрудицией.
Со временем "КОМАКАТЕ" трансформировалась в Революционное боливарианское движение.
Биография Чавеса-политика началась вооруженным выступлением 4 февраля 1992 года. В этот день армейские колонны под командованием Чавеса вышли на улицы Каракаса, чтобы свергнуть погрязшего в коррупции президента Венесуэлы Карлоса Андреса Переса. 40-летний подполковник Уго Чавес планировал создать военно-гражданскую хунту из числа людей, незапятнанных коррупцией, а также созвать Учредительное собрание для разработки проекта новой Конституции. Однако правительство сумело пресечь попытку мятежа.
Чавес попадает в тюрьму. В 1994 году его амнистируют. Выйдя на свободу, он сразу окунается в политику. Уго Чавес становится на позиции "мирной революции". Он отказывается он вооруженной борьбы и переходит к ненасильственным, легальным, парламентским формам и методам борьбы.
В президентской кампании 1998 года Чавес вновь участвовал под лозунгом борьбы с коррупцией. На состоявшихся 6 декабря 1998 года всеобщих выборах он одержал уверенную победу, набрав 56,5% голосов избирателей.
В 1999 году в Венесуэле принимается новая конституция. В соответствии с ней президент получил право находиться у власти не пять, а шесть лет, и возможность избираться на второй срок. 30 июля 2000 года проходят новые всеобщие выборы, на которых Уго Чавес побеждает, набрав 60% голосов.
Почувствовав поддержку большинства венесуэльского народа, в основном беднейших слоев, Чавес открыто солидаризируется с Кубой и уже не скрывает своей левой ориентации. "Я уверен, что путь в новый, лучший и возможный мир лежит отнюдь не через капитализм, а через социализм, капитализм ведет нас прямо в ад, капитализм хочет уничтожить рабочих", - заявлял Чавес.
Действия правительства Чавеса в последние годы были направлены на национализацию в разных отраслях промышленности, в том числе нефтяной и золотодобывающей. Многие бывшие собственники предприятий обратились в международный арбитраж. Всего Венесуэла участвовала примерно в 20 разбирательствах, связанных с национализацией. Самые масштабные споры возникли у правительства страны с компаниями Exxon и ConocoPhillips по проектам разработки месторождений тяжелой нефти в бассейне реки Ориноко.
Чавес угрожал национализацией и частным банкам, и предприятиям, если подтвердится информация о поддержке с их стороны действий оппозиции по дестабилизации ситуации в стране, и в случае отказа финансировать мелких сельскохозяйственных производителей. В то же время власти направляют огромное количество финансовых средств на различные социальные проекты, к примеру, строительство домов в рамках программы "Великая миссия жилье". Во многом эти проекты реализуются за счет того, что бывший военный установил жесткий контроль над государственной нефтяной компанией Petroleos de Venezuela, и как раз ее сверхдоходы он направлял на строительство больниц и школ, реализацию аграрной реформы, ликвидацию безграмотности и прочие социальные программы.
Оппозиция, напуганная заявлениями, а главное - действиями Чавеса, пыталась всеми средствами избавиться от него. 12 апреля 2002 года Чавес был свергнут в результате государственного переворота, однако уже через два дня благодаря помощи своих сторонников и верных частей армии он вернул себе власть.
Одной из ключевых идей Чавеса являлось обеспечение единства латиноамериканских наций. При этом Чавес критиковал США и страны Запада, считав Соединенные Штаты средоточием всемирного зла. Однако критика в адрес Вашингтона перемежалась его миролюбивыми заявлениями в отношении американских президентов, в частности, Барака Обамы.
Третьи свои президентские выборы в октябре 2012 года Чавес выиграл, уже будучи неизлечимо больным, как это выяснилось позднее. Тогда он заявлял, что чувствует себя очень хорошо и полностью способен исполнять обязанности президента страны. Внешне Чавес действительно выглядел совершенно здоровым, однако наблюдатели отмечали, что вопросы здоровья президента могут так или иначе повлиять на политику Венесуэлы в ближайшие годы.
Их прогноз сбылся, как и прогноз медика Рафаэля Маркины, живущего в Майами уроженца Венесуэлы, который отвел Чавесу срок до апреля 2013 года. Врач стал известен комментариями относительно здоровья президента Венесуэлы и знаком с источниками, близкими к обслуживающей Чавеса бригаде медиков как в Гаване, так и в Каракасе.
Поступки Чавеса часто вызывали удивление на международной арене. Его антиамериканизм и антиимпериализм давно стали притчей во языцех. Вместе с президентом Боливии Эво Моралесом Чавес публично жевал листья коки в поддержку идеи коллеги о легализации этого растения. На Саммит Америк в Мар-дель-Плату (Аргентина) он поехал с лопатой для того, чтобы раз и навсегда "похоронить" Межамериканскую зону свободной торговли.
Чавес давно и прочно занял позицию дружбы с Россией. За последние годы Каракас стал одним из важнейших стратегических партнеров Москвы в Латинской Америке: это и военно-техническое сотрудничество, и разработка нефтяных месторождений Хунин-6 и Хунин-3 на нефтяном поясе Ориноко, и реализация различных жилищных проектов, и признание Венесуэлой вслед за Россией и Никарагуа независимости Южной Осетии и Абхазии.
Дружба Чавеса с Россией всегда строилась как противопоставление не очень дружественной политике в отношении США (что, однако, не мешает Каракасу продавать в Штаты свою нефть).
И внутренняя, и внешняя политика Венесуэлы зависела от Чавеса и его решений, хотя парламент страны не носит чисто декоративного характера, а оппозиция представляет собой весомую силу (на последних президентских выборах оппозиционный кандидат Каприлес набрал более 44% голосов).
Теперь стране предстоит определяться с дальнейшим путем. Если все пойдет в соответствии с конституцией, то после официального акта признания Чавеса "абсолютно отсутствующим" власть временно переходит в руки председателя Национальной ассамблеи Диосдадо Кабельо, который должен назначить новые выборы в ближайшие 30 дней.
Сам Чавес назвал своим преемником для выборов вице-президента Николаса Мадуро. Однако тот пока не обладает ни влиянием, сопоставимым с Чавесом, ни его харизмой, ни умением произносить многочасовые речи и увлекать за собой народ. Поэтому эксперты отмечают, что на новых выборах у кандидата от венесуэльской оппозиции есть реальные шансы в отсутствие основного конкурента постараться победить и повернуть курс страны на 180 градусов.
Однако Венесуэла - это часть Латинской Америки, и давать прогнозы развития политической ситуации в подобных условиях в латиноамериканской стране дело неблагодарное.
В любом случае, нельзя не признать, что такого яркого политика, сопоставимого по масштабам личности с самим Фиделем Кастро, "пылающий континент", как раньше называли Латинскую Америку, миру не преподносил давно.
РИА Новости