Юрий Исаев, экс-депутат Госдумы и зампред комитета по финансовому рынку, в прошлом банкир, замминистра экономического развития, возглавил в этом году Агентство по страхованию вкладов (АСВ). В интервью агентству "Прайм", первом в новой должности, Исаев рассказал о ситуации в двух дагестанских банках, лишённых лицензии, законопроекте, предполагающем повышение возмещения по вкладам до 1 миллиона рублей и планах по реализации активов, доставшихся в кризис. Беседовала Анна Граник.
Вопрос: Добрый день, Юрий Олегович, хотелось бы начать с криминальных аспектов, с которыми сталкивается АСВ при работе с банками, лишёнными лицензии. Особенно нас поразила история с дагестанским банком "Экспресс", где нашли приписок по вкладам на 7 миллиардов рублей. Какие риски в банковской системе АСВ сейчас видит?
Ответ: Давайте будем говорить откровенно: нельзя сказать, что ситуация, с точки зрения криминала, в банковском секторе экономики вдруг изменилась в худшую сторону. Есть факты, которые вызывают обеспокоенность и у нас, и у Банка России. Это попытки масштабного хищения средств фонда страхования вкладов, происходящие в Республике Дагестан.
Использование схемы "рисования" обязательств для зарубежной практики - не новость. В прошлом году на Украине завершилось расследование уголовного дела о хищении средств системы гарантирования вкладов на 77 миллионов долларов. В трёх банках, за день до отзыва лицензий, также было открыто множество фиктивных счетов, по которым было получено страховое возмещение. В нашем случае АСВ и Банк России оперативно пресекли попытку хищения.
Группа мошенников - а мы полагаем, что в Дагестане действовала именно одна группа - придумала новый вид страхового мошенничества. Раньше мы сталкивались с дроблением вкладов, с попытками переписать средства со счетов юридических лиц на счета физических лиц и попасть под страхование. А в Дагестане, в двух банках, у которых были отозваны лицензии - "Трансэнергобанк" и "Экспресс" - у нас де-факто существует попытка "нарисовать" вклады. С этим мы раньше не встречались. Речь идёт о посягательстве на весьма значительную сумму - порядка 12 миллиардов рублей. Эти якобы привлечённые во вклады средства выдавались в виде кредитов фирмам-однодневкам или, якобы попав в хранилище, были "украдены". Депозиты принимались со скоростью 2 вклада в секунду.
Поэтому, мы максимально жестко отреагировали: по ситуации в "Трансэнергобанке" возбуждено одно уголовное дело. Оно расследуется под контролем центрального аппарата ФСБ и МВД, второе уголовное дело будет возбуждено в ближайшее время по банку "Экспресс". У нас уже есть решение суда об обеспечительных мерах, запрещающее АСВ выплачивать страховку по фиктивным вкладам.
Конечно, этот случай показал, что надо совершенствовать законодательство, но и увеличивать эффективность исполнения уже принятых законов необходимо. Я считал и считаю, что у нас законодательство не самое плохое, а вот исполнение иногда находится не на должном уровне.
Вопрос: И в продолжение - как Вы относитесь к намерению властей ввести уголовную ответственность за фальсификацию отчётности?
Ответ: Анализ законодательства и судебной практики зарубежных стран (США, Великобритания, Германия, Италия и др.), показывает, что во многих правовых системах подобные деяния являются уголовно наказуемыми, а предусмотренные меры ответственности весьма суровы. Например, в США, суммарное наказание за фальсификацию или сокрытие информации может достигать 275 лет тюремного заключения. В нашей стране пока слишком мягкое наказание - штрафы, да ещё такого размера, который несопоставим с рисками, о которых мы говорим. Сейчас подготовлен законопроект об установлении уголовной ответственности за фальсификацию отчётности и бухгалтерских документов. Мы надеемся, что этот документ будет принят в самое ближайшее время, так как для нас это крайне актуальный вопрос.
Вопрос: Вы говорили, что на конец этого года, по оптимистичному сценарию, объем фонда составит 250 миллиардов рублей. Какой сценарий подходит под такое определение?
Ответ: Под оптимистичным сценарием я подразумеваю отсутствие каких-либо крупных страховых случаев. Прошлый год был относительно спокойным, а текущую ситуацию мы пока воспринимаем как стабильную, то есть каких-то тревожных сигналов по возможным банкротствам крупных банков мы пока не видим.
Вопрос: А какой объем выплат в 2013 году ожидаете?
Ответ: Мы делаем соответствующие прогнозные расчёты ежеквартально, но делать их достоянием публики, наверное, было бы неправильно. Слишком много спекуляций может оказаться на ровном месте. А указывая размер фонда в 250 миллиардов рублей, мы исходим из того, что рынок будет стабилен, и размер выплат не превысит некоторой величины. Естественно, в случае возникновения каких-то форс-мажоров мы эту цифру скорректируем по ситуации. С нашей точки зрения, для широкой общественности принципиально важна другая информация - размер фонда адекватен возможным рискам и его хватит даже для кризисной ситуации, что и было продемонстрировано совсем недавно - в 2008 году.
Вопрос: Ситуация в Дагестане начала зарождаться и продолжалась все второе полугодие прошлого года. В связи с этим, не считаете ли Вы, что Вам нужно более тесно взаимодействовать с Центральным банком, потому что есть вероятность того, что они вообще этого не видели и их это не настораживало?
Ответ: В первом случае - с "Трансэнергобанком" - мы узнали о мошенничестве, когда у банка уже отозвали лицензию и там появились наши сотрудники в составе временной администрации. Во втором случае ситуация, конечно, развивалась динамично, и мы вместе с коллегами из Центрального банка реагировали оперативно.
Проблем во взаимоотношениях с регулятором у нас нет. Я считаю, что взаимодействие должно быть максимально чётким и эффективным не только между нами и Центральным банком, но и между нами, Центральным банком, МВД, ФСБ, Росфинмониторингом. Мы обсуждали эти вопросы с правоохранителями и понимаем, что нам нужно действовать иногда быстрее всем вместе, иногда - жестче.
Вопрос: Абсолютно ли Вы уверены в том, что в Дагестане не было политической составляющей, о которой писали?
Ответ: Там нет никакой политической составляющей. Это исключительно мошенничество и просто неприкрытое воровство. Я за этим никакой политики не вижу.
Вопрос: Чтобы закончить тему криминала и больше к ней не возвращаться. Историю с "Холдинг кредитом" Вы бы отнесли к разряду типичных, или это все-таки из ряда вон выходящий случай?
Ответ: Электронные базы данных уничтожались не только в "Холдинг Кредите". Здесь беспрецедентным является не сам факт, что базу кто-то уничтожил, а масштаб самого бедствия. Это второй для нас, за всю историю Агентства, страховой случай по масштабам выплат - 5,5 миллиарда рублей.
Тут стоит снова вернуться к тем законодательным новеллам об усилении ответственности за фальсификацию отчётности, уничтожение баз данных. Только жёсткостью и неотвратимостью наказания, как ни банально это звучит, можно добиться нужного результата, потому что попытки совершать подобные мошенничества будут всегда.
Вопрос: Пока АСВ санирует банки, оно получает ряд активов. Что вы с ними будете делать, есть ли у вас какие-то намерения их реализовывать, какие-то сроки реализации?
Ответ: Действительно, с 2008 по 2010 годы Агентство приобрело значительный объем активов, они были достаточно разнородны: это и права требования по выданным банкам кредитам, доли и акции различных предприятий, и объекты недвижимого имущества.
Прежде всего, надо учитывать, что все эти активы не всегда на 100 процентов чистые, то есть за многими тянутся риски, связанные с судами, со "скелетами в шкафу", которые выпадают при работе с активами. Далеко не все кредиты, права требования, по которым приобрело Агентство, были обеспечены надлежащим образом. Ситуация с активами, представляющими собой имущественные права на доли или акции предприятий, а также объекты недвижимого имущества, несколько проще, хотя тоже далека от идеала.
Агентство провело большой объем работы с этими группами активов. Деятельность хозяйственных обществ была оптимизирована, за счёт принятых мер повысилась их экономическая эффективность, и в результате они могут стать привлекательными для инвесторов. То же относится и к объектам недвижимости, основная часть которых представляет собой земельные участки различных категорий.
Что касается дальнейшей судьбы этих активов, то все они - так или иначе - будут проданы для того, чтобы возместить государству затраты на их приобретение. Около 11% полученных активов уже успешно и без убытков реализовано на открытом рынке на сумму 4,744 млрд рублей.
Однако, оценивая сегодняшнее состояние рынка, мы решили ускорить процесс их реализации, что называется "пощупать" рынок. Поэтому в самое ближайшее время - в течение второго и третьего кварталов этого года - весь массив активов Агентства будет выставлен на открытые торги. Продаваться они будут с учётом всех требований действующего федерального законодательства путём публичных конкурентных процедур, полностью прозрачных, на электронных торговых площадках.
Вопрос: Как Вы оцениваете шанс полной реализации этих активов?
Ответ: Оцениваю эти шансы как невеликие. Но, тем не менее, такие шансы есть, и мы попробуем. Я думаю, что часть активов, как и раньше, удастся реализовать без убытков. А в дальнейшем, мы должны быть готовы к тому, что часть будет продаваться все-таки с дисконтом. Ведь мы приобретали их в рамках санации банков, то есть их предбанкротного состояния, значит, они не могут быть выдающимися. Поэтому здесь должно быть у всех абсолютно здравое восприятие, что мы по части активов без убытков из ситуации не выйдем. А хранить их до бесконечности, только чтобы убытки не фиксировать, это тоже неразумно.
Вопрос: У вас нет обязательств перед государством не выходить из актива с убытком?
Ответ: Таких обязательств у нас нет.
Вопрос: Вы к балансовой стоимости приплюсуете расходы, которые вы несли все время, пока актив был у АСВ?
Ответ: Обязательно. Первая цена будет включать балансовую стоимость и расходы, которые мы, как Агентство, несли на поддержание и сохранение этих активов. Мы, конечно, постараемся без убытков продать. Если актив не продаётся, возможен следующий алгоритм: либо мы считаем, что все равно этот актив продадим чуть позже, но без убытка, тогда мы осознанно продолжим его "выращивать", оберегать, капитализировать; либо мы видим, что любые наши действия не приведут к подорожанию в дальнейшем, тогда нужно принимать решение о проведении торгов с дисконтом. Причём мы хотим проводить торги максимально публично. Каждый актив будем котировать максимально открыто - перед торгами сделаем максимально подробную справку: что за актив, откуда он взялся, как выглядит, дадим технические характеристики, фотографии, там, где это возможно.
Вопрос: Какую площадку Вы для этого планируете использовать?
Ответ: Мы уже выбрали электронную площадку для торгов - ОАО "Центр реализации".
Вопрос: Что АСВ намерено реализовать в первую очередь?
Ответ: В первую очередь будут выставлены на реализацию доли в уставных капиталах (акции) 16 хозяйственных обществ, принадлежащих Агентству. Во вторую очередь - 152 земельных участка, за исключением земельных участков в Тверской области, в отношении которых проводятся кадастровые работы, направленные на повышение их ликвидности, а также иные принадлежащие Агентству объекты недвижимости. В третью очередь - 247 земельных участков в Тверской области после завершения кадастровых работ. В последующем - доли/акции 4 реорганизуемых в настоящий момент обществ.
Вопрос: Когда АСВ начнёт торги?
Ответ: Первые торги мы планируем провести в мае, затем они пройдут в течение этого года. Мы хотим оценить приблизительную стоимость всех активов и определиться по сценариям.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, где сейчас находится законопроект о повышении страхового возмещения по вкладам до 1 миллиона рублей?
Ответ: Не готов ответить на этот вопрос. Могу только констатировать, что организационно и технически Агентство готово к его исполнению.
Вопрос: Вас не пугает отток из крупнейших банков в пользу более доходных вкладов в рисковых банках, который АСВ фиксирует после повышения страхового возмещения?
Ответ: Мы можем только констатировать тенденцию на рынке и анализировать статистику. Я не берусь сказать, как это сейчас повлияет на рынок. Помимо повышения уровня страхового покрытия, грамотность населения тоже растёт. Потенциальные вкладчики все чаще принимают во внимание не только уровень процентных ставок, но и анализируют информацию о банке в целом. Кроме того, в законопроекте предусмотрены меры, позволяющие уменьшить щедрость по процентным ставкам у рискованных банков.
Вопрос: Говорилось о том, что страховка может быть распространена не только на физлиц, но и на индивидуальных предпринимателей и малый бизнес. Можно ли это делать одновременно - повышать страховое покрытие до 1 миллиона рублей и расширять список потенциальных получателей выплат?
Ответ: У нас есть оценки того, сможет ли это выдержать фонд. Идеологически страхование малого бизнеса и ИП я поддерживаю. Вопрос, когда это делать и в каком виде, пока открытый.
Вопрос: Продвигается ли каким-либо образом создание гарантийного фонда для НПФ?
Ответ: Мы являемся участниками обсуждения этого процесса в правительстве. Президент РФ Владимир Путин говорил недавно о том, что это элемент формирования доверия к финансовой системе и появления "длинных" денег. Это будет и экономически, и психологически важный шаг.
В настоящее время между Минэкономразвития, как разработчиком законопроекта, и Минфином, как распорядителем бюджета, есть некоторые разногласия, но мой опыт подсказывает, что они некритические и снимутся в обозримой перспективе. Я думаю, что согласованный вариант закона мы можем получить уже весной.
Законопроект предусматривает, что АСВ будет передана функция оператора системы гарантирования вкладчикам НПФ. Мы знаем, как это технически можно сделать, но пока не очень понятен масштаб. Я имею в виду не абсолютную сумму, а её распределение по годам, как считать объем взносов в фонд и ряд других вопросов. Нет пока ответа на вопрос, сколько денег поступит в этот фонд на начальном этапе. Напомню, что АСВ начало свою работу, получив имущественный взнос РФ.
Организационно мы понимаем, как система должна функционировать, каков объем нашей работы. Полагаю, что она может заработать со следующего года.
Вопрос: Как это будет организовано? По аналогии с банками, которые перечисляют свои средства на счёт АСВ в ЦБ?
Ответ: Думаю, что да. Очевидно, что учёт должен быть обособлен. Отдельно - банковские вклады, отдельно пенсионные накопления.
Вопрос: Вы сказали, что по оптимистичному сценарию к концу года объем фонда ССВ составит 250 миллиардов рублей. У Агентства возникает вопрос эффективного управления этими средствами? Какими макроэкономическими прогнозами Вы пользуетесь?
Ответ: Агентство анализирует два основных вида рисков: страховые - для оценки достаточности средств фонда страхования вкладов, и инвестиционные - для оценки надёжности и эффективности размещения своих средств. Именно в этих областях мы и занимаемся прогнозированием. Естественно, при этом мы опираемся на прогнозы правительства (Минэкономразвития, Минфин), Банка России, биржевую аналитику. Показателей здесь вполне достаточно, как макро-, так и микроэкономических.
Что касается политики инвестирования, то, с одной стороны, она должна быть эффективной, с другой - безрисковой. Я считаю, что пока мы хорошо справляемся с этой задачей. Средняя доходность инвестирования в прошлом году составила 8,3% годовых. При этом у нас очень жёсткая инвестдекларация, и мы её менять не собираемся.
Вопрос: Президент недавно предложил задействовать ПФР в IPO российских компаний. Как Вам такая идея? Или, например, акции биржи нет намерения купить?
Ответ: Мы это не планируем. Пока нынешней инвестдекларации нам достаточно для решения поставленных задач. А в акции мы больше не инвестируем.
Вопрос: Но акции у Агентства есть в портфеле?
Ответ: Есть, это остатки, купленные до кризиса 2008 года. Все эти годы Агентство занимается их постепенной продажей.
Вопрос: В портфеле АСВ есть пакет акций ФК "Открытие". Они попросили отложить выкуп этого пакета на год - до осени этого года. Недавно ФК заявила о нескольких достаточно масштабных сделках - помимо приобретения Номос-банка будет куплена УК НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" и сделаны вложения в нейминг стадиона "Спартак", который теперь получит название "Открытие Арена". Вас не пугают столь крупные инвестиции при неочевидном наличии средств?
Ответ: Я не готов сейчас анализировать их рыночную и маркетинговую стратегию. Считаю, что наши риски захеджированы, а уровень активности на рынке и направление инвестиций - пусть остаются в зоне ответственности акционеров и руководителей "Открытия".