Да, сегодня очень «горячий день» на российском финансовом поле.
Последствия решения вопроса по кипрским депозитам пока сложно спрогнозировать, поскольку пока не раскрыты конкретные условия реформы . Например, приватизационная сделка ВТЮ, заявленная «до сени», может быть отложена на неопределенный срок.
Насколько сильно пострадают российские компании и финансовые посредники, а также граждане, имеющие счета на Кипре, — сказать сложно. Очевидно, что пострадают, но насколько сильно, — будет зависеть от того, только ли это депозитные счета, или все же некоторые кастодиальные.
Возможно, для отдельных финансовых структур это ограничится величиной нового налога и покрытием необеспеченных обязательств (в случае кредитования и перекредитования), но возможны и более суровые последствия. Для кипрской экономики реформы могут оказаться ее резким сокращением. Для российской — определенно, триггером реструктуризации и далее, — все зависит от результата баланса «потери-выгода» российских компаний, работающих через Кипр, и российского бюджета, — каждого.
Очевидно одно, что многие российские компании и бизнесмены, «завязанные» на Кипр, оказались в ситуации форс-мажора. Причем такого форс-мажора, опыта которого у России — в силу масштаба интересов, — еще не было.
Насколько сильно пострадает российский рынок, открывшийся сегодня снижением на 3%, оценить сложно. Наши индексы, конечно, не упадут, как кипрской после кризиса, на 99% (с 5518 пунктов в 2007 г. до 102, и в 21 раз с 2009 г.). В нашем случае, «подушкой» безопасности может послужить то, что до сих пор считалось негативной характеристикой — сырьевое качество рынка с невысокой долей акций финансовых институтов.
Очевидно, что от российского ЦБ, Минфина и МЭРТ требуется мозговой штурм, — каким образом развернуть текущую ситуацию на пользу реформирования российской экономики. Специалисты ГПБ-Управление активами, например, считают вполне возможным «Позитивный «Негативный» сценарий», когда российские средства с кипрских счетов начнут перетекать в российские финансовые инструменты, в первую очередь, надежные и высоконадежные облигации. Иностранные страховые активы, разумеется, также в числе первых бенефициаров, однако, повторим, наши бонды вполне способны составить конкуренцию консервативным вложениям за рубежом.