Вопрос: Расскажите, пожалуйста, с чем связано Ваше назначение в Газпромбанке, и какие задачи перед Вами поставлены?
Ответ: Приход в Газпромбанк был обусловлен задачей выстроить бизнес по организации заимствований на международных рынках капитала, в первую очередь, для ключевых корпоративных клиентов банка. Основные клиенты нашего банка – это экспортеры нефти, газа и связанные с ними системообразующие предприятия других отраслей российской экономики. Сегодня рынок капитала вырос как в своем объеме, так и в восприятии российского риска, и российские клиенты стали более активно пользоваться этим источником финансирования. Ключевые клиенты, формируя свои инвестиционные программы, опираются на длинные и дешевые источники финансирования. А банки после финансового кризиса вынуждены увеличивать капитал и сокращать свои балансы (и это как в России, так и за рубежом). Сложилась ситуация, когда для банков занимать ресурсы порой оказывается дороже, чем для ведущих корпораций. Эта тенденция проявилась и на российском рынке, особенно в конце прошлого года, когда ведущие российские компании, такие как "Газпром ", "Газпром нефть ", "Роснефть " и "НОВАТЭК" заняли на рынках капитала по ставкам ниже, чем заимствования, доступные для большинства российских банков на аналогичный срок. Поэтому для финансово-кредитных организаций, традиционно предоставляющих своим корпоративным клиентам кредитные продукты, работа в интересах клиентов на международном рынке капитала стала актуальной. А для этого нужно создать адекватную команду, платформу и франшизу, чтобы конкурировать в этом сегменте не только с российскими банками, но и с международными.
Вопрос: Можно ли связать Ваше назначение с желанием Газпромбанка усилить свои позиции в инвестиционно-банковском бизнесе? Каковы глобальные амбиции банка?
Ответ: ВТБ и Сбербанк сделали первые реальные шаги в России для того, чтобы выстроить инвестиционно-банковский бизнес профессионально. Этот бизнес строится вокруг корпоративных клиентов, причем крупных и активно развивающихся. Газпромбанк, будучи корпоративным банком, здесь совсем не новичок. Моя же задача в рамках инвестиционно-банковского бизнеса выстроить финансирование на рынках капитала как в России, так и за рубежом. Для того чтобы создать и вести успешный бизнес, необходимо иметь конкурентоспособную платформу. Работа идет по четырем направлениям. Первое – долговой рынок. Объем долга, выпущенный российскими компаниями по отношению к ВВП нашей страны, составляет 17%, и это примерно в три раза меньше, чем аналогичный показатель стран БИК (Бразилия, Индия, Китай). Здесь потенциал очевиден. Второе направление – рынок фондового капитала, рынок акций. Здесь все сложнее, потому что этот рынок после кризиса сжался во всем мире, количество сделок минимальное, а из России – единичные размещения. Кризис 2008 года – прежде всего, кризис доверия и начало переосмысления перспектив роста экономики в целом. А для привлечения акционерного капитала важно именно понимание и ожидание роста. При отсутствии ожидания роста нет активности на этом рынке. Мы видим, что рынок акций практически не вырос за прошлый год, если не сказать об обратном. Очевидно и то, что тенденция к росту долга не бесконечна, поскольку долг невозможно постоянно наращивать. В один прекрасный день, скорее раньше, чем позже, рынок акций вновь станет достаточно активным. Поэтому и работаем в этом направлении. Третье направление работы нашего блока – это брокерское обслуживание клиентов. На рынке происходят значительные идеологические и технологические изменения. Участники рынка становятся более активными, используя мобильные телефоны, интернет и другие каналы связи – за этим будущее рынка. Поэтому и развиваем прямые и электронные брокерские услуги, тут нельзя исключать геометрической прогрессии. Четвертое – это отчасти сопутствующее, но необходимое направление инвестиционно-банковского бизнеса – аналитическое сопровождение инвесторов. Оно всегда востребовано. Есть сектора экономики, которые мы исторически знаем, и где к нашему мнению прислушиваются. Отсюда и движемся последовательно вперед. Но главное – это наши корпоративные клиенты и их интересы, с одной стороны, и инвесторы, готовые взять определенный риск, с другой. А вот наша способность произвести необходимый продукт, соединяющий интересы клиентов и интересы инвесторов, и есть та ключевая компетенция, которую мы формируем и развиваем. И она включает в себя и человеческий фактор, то есть профессиональную команду, технологическую платформу и, конечно, отношение между клиентами и банком. Крупные корпоративные клиенты обслуживаются во многих банках, но доверительные отношения складываются с очень немногими, как Вы понимаете, и это требует ежедневных усилий и постоянного самосовершенствования.
Вопрос: Планируете ли выводить на рынок новых эмитентов? Кого-либо из клиентов банка?
Ответ: Да, мы постоянно работаем над дебютными выпусками. В качестве примера могу привести еврооблигации ОАО "ФСК ЕЭС" в декабре 2012 года, выпуск бондов "СИБУРа ", размещенных в начале этого года.
Вопрос: Сколько новичков в этом году планируете показать рынку?
Ответ: У нас есть несколько мандатов от клиентов, которые будут дебютными на международном рынке. Не буду раскрывать карты, скажу лишь, что это могут быть и новые продукты. Как минимум у трех крупных клиентов есть к этому интерес.
Вопрос: В феврале на российский внебиржевой рынок госдолга были допущены иностранные инвесторы через счета в Euroclear. Как Вы оцениваете значение и последствия этого шага для российского фондового и финансового рынка?
Ответ: Я считаю, что допуск Euroclear – это знаменательное событие для всего российского рынка. Начало операций с ОФЗ означает либерализацию российского долгового рынка. Наш рынок теперь открыт для иностранных инвесторов, желающих купить российские государственные облигации. Это событие само по себе повышает доверие к рублю и ко всем российским долговым инструментам. Хочу немного углубиться в историю и вспомнить, что в 2007 году Газпромбанк стал первым российским эмитентом, выпустившим еврооблигации, номинированные в рублях, с расчётами в Euroclear. Тогда я работал в Barclays, мы организовывали эту сделку. Для того чтобы Euroclear принял облигации Газпромбанка в свою систему, их нужно было во многом убедить. В этом году, во вторую неделю января, в преддверии начала операций Euroclear в России, наш банк вновь первым из отечественных эмитентов вышел на рынок евробондов, разместив рублевый выпуск. Затем с рублевыми выпусками на рынок вышли Сбербанк, АИЖК, Россельхозбанк, "НОВАТЭК" и "Вымпелком ". До этого же, в течение ряда лет, было размещено всего 8-9 выпусков рублевых евробондов. Доля выпусков рублевых еврооблигаций среди всех еврооблигаций, выпущенных российскими эмитентами за два месяца 2013 года, составила уже около 30%, в то время как за весь 2012 год этот показатель составлял около 7%. На фоне ожидания либерализации в прошлом году был активный приток денежных средств от нерезидентов - порядка 8 миллиардов долларов в ОФЗ. Большинство иностранцев, кстати, пришли, не хеджируя рублевый риск, ключевым фактором здесь стала стабильность рубля.
Вопрос: Как Вы оцениваете текущую ситуацию на рынке акций? Ожидаете ли оживления этого рынка? Либерализация этого рынка ожидается во второй половине 2014 года…
Ответ: О массовом переходе инвесторов в акции говорить пока рано. Первые признаки того, что рынок может начать разворачиваться в эту сторону, есть, но это пока неуверенное и прерывистое движение. Мое личное мнение, что рынок будет в определенной степени опираться на истории уникальных компаний, таких как, например, Сбербанк, который в прошлом году выходил с SPO на рынок, и его покупали, потому что он попал в категорию глобальных национальных чемпионов. Такой категории среди банков до кризиса 2008 года не было.
Вопрос: Российский рынок IPO открыт сделкой по размещению акций Московской биржи. Как Вы оцениваете перспективы IPO и SPO российских компаний?
Ответ: Размещение Московской биржи - знаковая сделка для российского рынка. Особенно в контексте позиционирования Москвы как финансового центра и либерализации российского рынка. Бизнес-модель биржи устойчива, поскольку она может зарабатывать как на росте рынка, так и на его падении. К тому же, в силу регионального расположения биржи, разницы во времени и объема российского рынка потенциал этого эмитента не может не привлекать инвесторов. Считаю удачным, что именно с Московской биржи начинается год первичных размещений на рынке акций России. Для успеха IPO и SPO важна логичность и последовательность. С выходом биржи на рынок иностранные инвесторы узнали эту российскую площадку. Эти же инвесторы впоследствии могут размещать через нее свои заказы. Не предлагаю надеть "розовые очки ", но оцениваю прошедшее IPO как успешный шаг в правильном направлении, за которым последуют следующие позитивные шаги. Ведь успех порождает успех.
Вопрос: Каковы Ваши ожидания по приватизации на российской бирже? Каковы перспективы этих сделок?
Ответ: Здесь важны два фактора. Во-первых, собственный позитивный опыт – прошедшее IPO Московской биржи, SPO Сбербанка, во-вторых – создание в России класса институциональных инвесторов. То, что на этом заострено государственное внимание – очень серьезно и позитивно. Судите сами, сегодня в профессиональном управлении в России находится всего порядка 60 миллиардов долларов, в то время как в Бразилии эта сумма близка к одному триллиону, а в США – превышает 35 триллионов долларов. Основными профессиональными инвесторами в России пока выступают сами банки, что вряд ли правильно в долгосрочной перспективе, потому что банк должен выполнять свою основную функцию по кредитованию населения и бизнеса. Без создания внутреннего профессионального круга инвесторов IPO и другие рыночные сделки с акциями, в том числе приватизационные, строятся в ожидании иностранного спроса. Но чтобы иностранцы сюда пришли, нужно, чтобы ключевые заказы приходили и от локальных инвесторов. Приватизационные сделки могут помочь создать внутренний класс инвесторов, а локальные инвесторы, в свою очередь, поспособствуют успеху приватизации. В этой связи интересен пример Великобритании, когда при проведении приватизации с приоритетным использованием LSE Лондон фактически закрепил себя как международный финансовый центр. То же самое может и должно произойти в России.
Вопрос: Какой, на Ваш взгляд, должна быть последовательность приватизационных сделок?
Ответ: Размещение акций, несомненно, может проходить на российской бирже, и при этом возможность последующего размещения на зарубежных площадках не исключается. В таком случае иностранный инвестор или инвестбанк, покупающий российские бумаги здесь, будет знать, что в будущем состоится дополнительное размещение на близкой ему бирже. Это поможет создать дополнительную ликвидность и увеличить привлекательность инструмента в целом. Чем большее количество инвесторов готово и технически сможет купить акции, тем выше вероятность роста котировок этих акций. В приватизации важна последовательность в выводе компаний на рынок. Они не должны выходить одновременно. Ну и конечно, важно начинать диалог с инвесторами заблаговременно, то есть готовить их к размещениям планомерно. Тогда и цена будет балансом интересов эмитента и инвесторов, а не просто функцией рынка.