ЦБ сохранил ключевые ставки на прежних уровнях, тем самым упустив правильный момент для начала цикла полноценного монетарного смягчения. Мы разочарованы решением регулятора и ожидаем понижения основных ставок на 25 бп в мае.
На вчерашнем заседании ЦБ РФ, перенос даты которого с 15 на 2 апреля некоторые участники рынка трактовали срочными поводами, совет директоров проголосовал за сохранение ключевых процентных ставок на текущих уровнях. Исключение составили ставки РЕПО на сроки 3, 6 и 12 месяцев (-25 бп), которые фактически не являются реальными инструментами рефинансирования: из-за высокого спреда к стоимости РЕПО o/n и недельного в 150-250 бп (до вчерашнего снижения) спроса на них, можно сказать, что нет.
Мы крайне разочарованы решением регулятора и считаем его формальным (главная причина – инфляция выше целевого для ЦБ уровня (5-6%)). Мы убеждены, что российский регулятор упустил момент для начала цикла полноценного монетарного смягчения. Это будет стоить экономике более серьезного замедления темпов роста, чем предполагает МЭР (пока 3.6%), а также даже наш ранний прогноз от начала года (2.7-3.0%), который можно считать консервативным по сравнению с рыночными консенсус-ожиданиями.
На наш взгляд, к настоящему времени уже были четко сформированы и очерчены предпосылки для понижения ставок в виде резкого и сильного замедления экономики России, которое может лишь усилиться по итогам марта-апреля 2013 г. При этом инфляционные риски мы считаем сбалансированными до конца года, о чем хотя бы говорят устойчиво низкие уровни базовой инфляции (5.7%).
Мы выражаем надежду на то, что упоминание экономических рисков и символичное понижение «неработающих» ставок намекает на смену настроений регулятора в мае. С другой стороны, мы убеждаемся, что в паре «инфляционные риски-экономический рост» ЦБ пока однозначно отдает приоритет первому элементу. Поэтому фраза пресс-релиза «…темпы инфляции вернутся в целевой диапазон во втором полугодии 2013 г.» несколько пугает и заставляет нас задуматься о рисках возможного затягивания смягчения в ближайшие 2-3 месяца (то есть пока инфляция не достигнет 6%).
Мы считаем, что при проведении монетарной политики ЦБ должен опираться не на очевидные текущие показатели (в данном контексте – текущий уровень потребительской инфляции), а на их прогнозные значения, хотя бы в перспективе нескольких месяцев. Иначе реакция регулятора на «просадку» экономики в этом году рискует оказаться запаздывающей и слабо поддерживающей.
Приход Э. Набиуллиной, бывшего министра экономического развития, на пост главы ЦБ в конце июня 2013 г. должен способствовать проведению более сбалансированной контрцикличной монетарной политики. По крайней мере, вторая часть связки «инфляционные риски-экономический рост» будет иметь более важное значение, чем сейчас. Однако, если этап понижения ставок по каким-то причинам отложится до вступления нового главы в должность (стресс-сценарий), рост ВВП по итогам года даже на 2.2-2.5% может стать сложной задачей, а избыточное монетарное стимулирование (75-100 бп против ожиданий в 50 бп сейчас) – вынужденной мерой.