УЛАН-УДЭ, 11 апр - РИА Новости. Президент РФ Владимир Путин прибыл в Улан-Удэ, где проведет заседание Госсовета по вопросу повышения эффективности лесного комплекса, ознакомится с работой предприятий, осуществляющих заготовку и переработку древесины, а также побывает в Иволгинском дацане, главном и крупнейшем монастыре Буддийской традиционной Сангхи России, и побеседует с ламами.
Как сообщила пресс-служба Кремля, участники Госсовета обсудят вопросы политики использования, охраны и воспроизводства лесов, развития лесной промышленности и лесоустройства.
На Россию приходится свыше 20% площади мировых лесов, но ее доля в мировои? торговле материалами составляет лишь 4%. При этом свыше половины экспорта приходится на круглыи? лес и пиломатериалы (54%). Леса занимают более половины территории страны, однако доля лесного сектора в валовом внутреннем продукте (ВВП) составляет лишь 1,3%, в промышленнои? продукции – 3,7%, в занятости – 1%, а в экспортнои? валютнои? выручке страны – 2,4%.
Планируется, что рабочая группа по подготовке мероприятия, которую возглавляет губернатор Новгородской области Сергей Митин, представит обширный доклад о проблемах отрасли, при разработке которого было проанализировано более 300 предложений и инициатив.
С 2005 года 50 стран приняли или пересмотрели свою лесную политику. Проект леснои? политики России был вынесен на широкое общественное обсуждение в апреле 2011 года и до сих пор не утвержден.
"На повестке дня, в частности, вопросы организации мониторинга и статистического учета в лесном хозяйстве, борьбы с незаконным оборотом древесины, проблемы экологии, а также меры по совершенствованию арендных отношений в сфере лесопользования, развитию малого и среднего бизнеса, противодействию нарушениям законодательства в области природопользования", - говорится в сообщении пресс-службы Кремля.
ПРОБЛЕМЫ С УПРАВЛЕНИЕМ
Одним из наиболее острых вопросов развития лесного комплекса РФ является необходимость совершенствования институциональной системы управления лесами. За прошедшие двадцать лет федеральное лесное законодательство менялось трижды: в 90-е годы лесоуправление было децентрализовано и передано органам власти административных раи?онов, затем функции по распоряжению лесным фондом отошли субъектам РФ. Федеральныи? закон от 2004 года централизовал лесоуправление и передал функции управления лесами федеральным органам исполнительнои? власти. Ныне деи?ствующии? Леснои? кодекс в очереднои? раз передал функции распоряжения и государственного надзора за лесным фондом регионам.
Кроме того, нестабильное положение и у самого федерального органа в сфере лесных отношении?. С 2000 года Федеральное агентство лесного хозяи?ства четыре раза меняло свое подчинение, переходя от Минприроды к Минсельхозу, затем в прямое подчинение правительству РФ, а затем снова к Минприроды.
В последнее время в СМИ активно обсуждалась тема создания отдельного министерства по возобновляемым ресурсам, которое в том числе занималось бы и вопросами лесов. Губернатор Новгородской области Сергей Митин сообщил, что будет обращаться к президенту с предложением создать отдельное министерство лесной промышленности. Представитель Федерального агентства лесного хозяйства Владимир Дмитриев заявлял, что управлять лесным хозяйством России должно самостоятельное министерство или ведомство, подчиняющееся напрямую правительству. Эксперты ФАО ООН также рекомендуют создать в России официальную структуру по мониторингу, прогнозированию и стимулированию спроса на лесопродукцию.
Глава комитета Госдумы по природным ресурсам Владимир Кашин, в свою очередь, отметил, что "сегодня вся лесная переработка находится в одном министерстве, а все, что связано с лесоводством, с управлением, воспроизводством - во втором". "Мы считаем, что все это надо объединять, делать серьезную структуру. Должно быть министерство леса, которое бы решало все эти вопросы комплексно", - сказал он агентству "Прайм".
По мнению доктора экономических наук, академика РАЕН, заслуженного работника лесного хозяйства, директора НП СРО "Лесной Союз" Виктора Грачева, необходимо сохранение органа власти на федеральном уровне в виде Рослесхоза, но при этом полномочия агентства должны быть расширены. Федеральный госорган должен обеспечивать охрану и воспроизводство лесов, а также экономический анализ, обзор, мониторинг и прогнозирование внутренней и внешней конъюнктуры рынка. "Было бы очень полезно, если бы этот федеральный орган имел подчинение непосредственно правительству РФ. Это полномочия по нормотворческой работе, полномочия по финансовому обеспечению, по научному и кадровому обеспечению, а также ответственность за пользование, охрану и воспроизводство лесов", - сказал Грачев агентству "Прайм". Свои предложения НП СРО "Лесной Союз" направило к заседанию президиума Госсовета.
Директор по программам Гринпис России Иван Блоков ранее заявлял РИА Новости, что считает неправильным совмещение министерством природных ресурсов и экологии функций управления и контроля. "Выделение отдельного ведомства, которое отвечало бы не за получение прибыли, а за контрольно-разрешительные действия, связанные с окружающей средой, было бы, конечно, очень разумно. Но оно должно быть действительно отдельным от Минприроды", — отмечал эколог. При этом он высказывал сомнения, что какие-либо очередные реорганизации в сфере управления отраслью смогут что-то кардинально изменить, необходимо зафиксировать структуру хотя бы на 5-6 лет.
БОРЬБА ЗА ИНВЕСТОРОВ
Еще одной проблемой отрасли является низкая инвестиционная привлекательность. По оценке экспертов, в строительство одного комбината без инфраструктуры нужно вложить порядка 1 миллиарда долларов, а вместе с инфраструктурой - порядка 3 миллиардов долларов. При этом сроки окупаемости таких проектов могут составлять не одно десятилетие.
По оценкам ФАО ООН, если ежегодный поток инвестиций в лесной сектор увеличить в пять раз с текущего уровня в размере приблизительно 2 миллиарда долларов до 10 миллиардов долларов в год, то производство круглого леса в Российской Федерации к 2030 году удвоится с 143 миллионов кубических метров в 2010 году до более 300 миллионов кубометров. При таком благоприятном сценарии производство продукции целлюлозно-бумажной промышленности должно вырасти с 7,7 миллиона тонн в 2010 году до 25,5 миллиона тонн в 2030 году, говорится в исследовании. Для достижения этих целей необходимы радикальные улучшения инвестиционного климата России.
По мнению Грачева, говорить о притоке инвестиций невозможно без возобновления эффективного лесоустройства, то есть изучения лесорастительных и экономических условий территории, обоснования объемов лесохозяйственных мероприятий. "Мы уже 8 лет как прекратили лесоустроительные работы, у нас отсутствуют точные таксационные и стоимостные описания лесных насаждений, которые являются основными критериями привлечения инвестиций, без этого какой может быть разговор об инвестициях?", - отметил он.
Кроме того, необходимо определить несколько точек (площадок) инвестиционного развития, где следует подготовить инфраструктуру для реализации крупных проектов - ЦБК стоимостью более 1 миллиарда долларов, поскольку экономическое развитие отрасли обеспечивают технологии ЦБК, где перерабатывается вся биомасса древесины. Необходима прокладка автодорог, автомагистралей, отвод земли, обеспечение предприятий водой и электроэнергией. Кроме того, необходимо финансово-кредитное обеспечение проекта. "Государство должно выступить для такого крупного проекта гарантом обеспечения инфраструктуры. Мы будем топтаться на месте до бесконечности, пока не решим этот принципиальный вопрос. Ни один инвестор не выложит миллиард долларов без гарантий государства", - отметил он. К этому процессу должны подключиться и государственные банки. Для инвесторов необходимы гарантии долгосрочных кредитных ресурсов.
О необходимости участия государства говорят и представители бизнеса. Так, представитель группы компаний "Инвестлеспром", объединяющей более 60 предприятий лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, отметил, что "любые инвестиционные проекты возможны только на основе долговременных, прозрачных и понятных всем участникам рынка "правилах игры", в которой государству обязательно придется взять на себя расходы по созданию социальной, транспортной инфраструктуры и формулировке тарифной политики в болезненных для промышленности сферах – энергетической и логистической". По словам собеседника агентства "Прайм", в связи с вступлением России в ВТО не только в лесозаготовках, но и на всех перерабатывающих производствах "еще очевиднее стали удушающие тарифы монополий – как энергетических, так и транспортных".
Представители бизнеса также считают необходимым решить вопросы аренды. В конце марта члены РСПП и руководство крупных лесопромышленных предприятий России обсудили поправки к проекту Лесной политики, свои предложения они намерены представить и на президиуме Госсовета.