МОСКВА, 12 апр - Прайм. Минэкономразвития грозит рецессией, если власти не договорятся и не начнут активно стимулировать рост российской экономики. Эксперты, опрошенные "Праймом", считают, что спад, конечно, неизбежен, но паниковать рано – тотального обвала экономики не будет, так как внешних шоков не предвидится.
"Мы пока еще не в рецессии, но можем туда попасть, риски такие есть… Я думаю, к осени, если у нас роста не будет", - заявил глава Минэкономразвития РФ Андрей Белоусов в пятницу в городе с символичным названием - Благовещенск.
По словам Белоусова, министерство будет предлагать стимулирующие меры, чтобы выйти из ситуации, в которой оказалась отечественная экономика. Как раз накануне Минэкономразвития понизило официальный прогноз по росту ВВП на 2013 год до 2,4% с 3,6%.
В начале апреля глава МЭР сообщал, что рост ВВП РФ в первом квартале составил около 1% (в январе-марте прошлого года - 4%). По итогам первых двух месяцев рост экономики замедлился до 0,9%, а в феврале рост ВВП составил всего 0,1%, при этом с учетом сезонности в феврале к январю наблюдался спад на 0,1%.
А НУЖНЫ ЛИ СТИМУЛЫ?
Государство поддерживало экономику на протяжении всего роста последних лет, но властям так и не удалось добиться снижения роста цен - темпы инфляции всегда были раза в два выше темпов роста ВВП, поэтому новые стимулы могут быть просто опасны, считает главный экономист Sberbank CIB Евгений Гавриленков.
"Я должен в корне не согласиться с министром, потому что государство постоянно в гигантских масштабах стимулирует экономику, и это в большей степени приводит к инфляции, чем к реальному росту. Поэтому я боюсь этих новых стимулов, они могут быть неэффективны, и не важно, бюджетные ли это стимулы или денежные стимулы через снижение ставок", - заявил Гавриленков.
По его мнению, самой главной ошибкой властей, приведшей к торможению роста экономики, стало введение в прошлом году бюджетного правила, которое стало "откачивать" деньги из экономики и переводить их в Резервный фонд. Согласно этому правилу, все дополнительные нефтегазовые доходы бюджета направляются в Резервный фонд, пока его объем не достигнет 7% ВВП. "Это недопустимо в условиях дефицитного бюджета, так как государству приходится занимать на внутреннем рынке, вытесняя оттуда частных заемщиков", - уверен экономист.
Нынешнее состояние российской экономики - это естественное состояние экспортера, у которого нет инвестиционного бума, полагает профессор Высшей школы экономики Леонид Григорьев. Россия чрезвычайно зависима от экспорта, а спрос на товары нашего экспорта сейчас замедлился, внутренний спрос также стимулируется недостаточно. "Не очень приятно слышать об угрозе рецессии, но экономистов это не удивляет, придется что-то придумывать", - сказал Григорьев.
"Белоусов говорит о стимулах, но на Западе обычно стимулы – это снижение налогов, что крайне маловероятно в России… Скорее всего, примут либо какие-то программы, либо что-то придумают для стимулирования спроса", - отметил эксперт.
В целом же российская экономика растет медленнее, чем должна, из-за неразвитости инфраструктуры, недоступности жилья и неблагоприятных условий для малого бизнеса, напоминает Григорьев.
"Опасения господина министра мне кажутся вполне оправданными, ситуация у нас не очень радужная", - заявил замруководителя Аналитического центра при правительстве РФ Глеб Покатович. По мнению эксперта, сейчас темпы роста ВВП настолько низки, что для того, чтобы выйти на запланированный рост экономики, надо будет как-то "прыгать".
"Наверно, в плане стимулирующих мер министр прав, но какие именно меры способны нас вытолкнуть - это большой вопрос. Есть давно назревшая проблема с институтами, но она одномоментно не решается", - отметил Покатович.
По словам главного экономиста банка HSBC по России и СНГ Александра Морозова, главная задача экономического блока правительства - давать картину наиболее вероятного развития событий и динамики макроэкономических показателей, а не в том, что давать оптимистичную картину или, наоборот, всех запугивать.
"Это повысит доверие к прогнозам министерства экономики и политике правительства. А если давать все время слишком оптимистичные цифры или, наоборот, пессимистичные, они перестанут вызывать доверие", - констатирует Морозов.
КРИЗИСА НЕ БУДЕТ?
Вместе с тем эксперты единодушны во мнении, что рецессия не перейдет в острый экономический кризис, который наблюдался в 1998 году, потому что цена на нефть останется стабильной.
"Для кризиса я пока не вижу никаких причин, потому что обычно кризис случается, когда накапливаются какие-то существенные диспропорции в экономике", - считает Гавриленков из Sberbank CIB. По его мнению, Украина, Белоруссия и даже Казахстан более близки к кризису, чем Россия, из-за фиксированного курса валюты, а в нашей стране многие проблемы, в том числе и доходы бюджета, можно поправить плавающим курсом.
"Прямо сейчас о кризисе, наверное, говорить преждевременно, хотя признаки по итогам первого квартала, безусловно, угрожающие… Поэтому рецессия, конечно, возможна", - согласен аналитик Покатович.
Профессор Григорьев также полагает, что скорее мы имеем дело с "вползанием в депрессию" с очень низкими темпами роста, чем с падением. "Европейская экономика немного оживилась в последние два месяца, и мир не идет к какому-то грандиозному падению, поэтому не видно внешнего шока для нашей экономики. Плохая новость – что растем медленно, хорошая - что все-таки растем и вряд ли нам грозит какой-то сильный обвал", - заключил Григорьев.
Морозов из HSBC, вообще не считает рецессию осенью этого года наиболее вероятным сценарием развития событий. "Для того чтобы рецессия возникла, требуется снижение цен на нефть ниже уровня 100 долларов за баррель и нарастание негативных тенденций в российской экономике. В то время как те индикаторы, которые мы отслеживаем, говорят о том, что ситуация скорее стабилизируется, экономика продолжает расти, но просто низкими темпами", - отметил аналитик.
Во втором полугодии он даже прогнозирует незначительное улучшение ситуации в экономике. "В связи с хорошими видами на урожай сельское хозяйство даст прибавку к темпам роста ВВП, и второе - что ожидаемое замедление инфляции даст возможность более быстрыми темпами расти реальным доходам населения и розничным продажам. Это должно стимулировать рост внутреннего спроса и экономики", - уверен Морозов.