МОСКВА, 9 мая - Прайм. Год назад, 9 мая, в Индонезии произошла катастрофа новейшего российского самолета Sukhoi Superjet 100. Ее причиной стал так называемый человеческий фактор, было установлено, что технических претензий к самолету нет. Эксперты тогда отмечали, что катастрофа не повлияет на поставки самолетов и новые контракты.
Sukhoi SuperJet-100, выполнявший первый в своей истории демонстрационный тур по шести странам Азии, разбился 9 мая 2012 года во время показательного полета в Индонезии. На борту находились 45 человек, в том числе восемь россиян, все погибли. Лайнер врезался в склон горы Салак на высоте 1,6 километра.
За истекший год с момента катастрофы производитель самолета ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" заключил новый твердый контракт с ОАО "Трансаэро"
ПОСТАВКИ SSJ
На сегодняшний день ГСС имеют около 175 твердых контрактов на SSJ-100. Каталожная стоимость SSJ-100 – около 35,4 миллиона долларов в версии Basic и 36,2 миллиона долларов в версии Long Range.
Катастрофа самолета в Индонезии не сказалась на графике поставок судов. ГСС в 2012 году произвели 12 самолетов Sukhoi SuperJet 100. Шесть самолетов в прошлом году поставлено ОАО "Аэрофлот"
Первый полет SSJ-100 состоялся 19 мая 2008 года. В январе 2011 года самолет получил сертификат авиарегистра Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК). В феврале 2012 года SSJ-100 получил сертификат Европейского агентства по безопасности авиаперевозок (EASA).
Семейство самолетов Sukhoi Superjet 100 состоит из двух самолетов пассажировместимостью 75 и 95 кресел в конфигурации с базовой дальностью и увеличенной дальностью. ГСС планирует также в ближайшее время сертифицировать бизнес-версию самолета - Sukhoi Business Jet.
МИНУС "АРМАВИА", ПЛЮС "МОСКОВИЯ"
Стартовыми заказчиками самолета стали авиакомпании "Армавиа" (2 самолета) и "Аэрофлот" (30 самолетов).
Сразу после катастрофы в Индонезии авиакомпании-эксплуатанты и большинство заказчиков заявили, что не будут отказываться от самолетов SSJ-100. При этом авиакомпания "Армавиа" в 2012 году сообщила, что отказывается от уже эксплуатируемого самолета и нового самолета, который ГСС собирались передать. Истинные причины отказа компания не называла, однако позднее выяснилось, что армянский перевозчик находится в тяжелом финансовом состоянии.
У "Армавиа" также осталась задолженность перед ГСС за первый поставленный самолет, к тому же этот самолет был заложен авиакомпанией. Воздушное судно находится у ГСС, однако из-за того, что "Армавиа" так и не сняла финансовое обременение с самолета, ГСС не могут его реализовать. В настоящее время ГСС судится с авиакомпанией, а сама "Армавиа" находится в процедуре банкротства.
ГСС заключили предварительные соглашения с авиакомпанией "Московия" на поставки самолетов "Армавиа". Сейчас компании прорабатывают механизм финансирования сделки.
Новых эксплуатантов должны получить и самолеты, которые сейчас эксплуатирует "Аэрофлот". ГСС должны выкупить в 2013-2014 годах у "Аэрофлота" первые поставленные 10 самолетов в упрощенной комплектации и одновременно заменить их на лайнеры full-версии (другая компоновка салона, дополнительное количество туалетов, система индивидуальной вентиляции для каждого пассажира и т.д.).
Вице-президент ГСС Игорь Сырцов говорил, что первые поставленные "Аэрофлоту" самолеты могут быть переоборудованы под бизнес-версии и проданы.
ГСС ПО-ПРЕЖНЕМУ В УБЫТКЕ
Чистый убыток ГСС в 2012 году по РСБУ увеличился на 18,9% по сравнению с 2011 годом, до 4,58 миллиарда рублей. Выручка компании выросла в 2,7 раза, до 9,52 миллиарда рублей. Компания получила 80% выручки за счет реализации самолетов Sukhoi SuperJet 100. Краткосрочная кредиторская задолженность выросла в два раза, до 12,16 миллиарда рублей. При этом компания, обремененная существенной задолженностью, рассчитывает уже в 2015 году выйти на чистую прибыль.
Убыток компания объясняет, в том числе, наличием контракта с "Аэрофлотом". Официальная цена контракта не сообщается, однако в ГСС всегда отмечают, что авиакомпания получила существенные скидки к каталожной цене самолета.