МОСКВА, 20 мая – РИА Новости, Алина Гайнуллина. Веб-индустрия преподнесла за последние полтора года два больших сюрприза — сначала сделку по покупке популярного фотосервиса Instagram почти за миллиард долларов закрыла социальная сеть Facebook, а в понедельник интернет-компания Yahoo сообщила о приобретении сервиса микроблогов Tumblr примерно за 1,1 миллиарда долларов.
На рынке остаются еще несколько потенциальных мишеней для "хищников" интернет-рынка. Это уже завоевавшие популярность мобильные и онлайн-сервисы с развивающейся бизнес-моделью и – что принципиально важно – многомиллионной аудиторией лояльных пользователей. Нельзя однозначно прогнозировать, решат ли они самостоятельно развиваться и в итоге выйти на биржу или пойдут по пути слияния с крупными игроками. Однако корреспондент Digit.ru попыталась выделить десятку ресурсов, у которых есть хотя бы теоретический выбор между выгодной продажей и IPO.
СОЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Одним из таких "лакомых кусочков" является геолокационный сервис Foursquare с 25 миллионами пользователей. По данным BusinessWeek, выручка Foursquare за 2012 год составила лишь 2 миллиона долларов. Несмотря на это, в начале апреля сервис привлек 41 миллион долларов от пула инвесторов во главе с фондом Silver Lake Partners. Нынешняя стратегия развития Foursquare в сторону геотаргетированных рекомендаций интересных мест создает широкие возможности для монетизации. Напомним, что одного из конкурентов Foursquare – компанию Gowalla – ранее приобрела компания Facebook.
Социальная сеть Pinterest, предназначенная для публикации фотографий и видео, привлекла в феврале инвестиции в размере 200 миллионов долларов, что позволило оценить ее капитализацию в 2,5 миллиарда долларов. По информации The Wall Street Journal, сейчас выручка Pinterest минимальна, а прибыль и вовсе отсутствует, однако инвесторы верят в вовлеченность пользователей и бизнес-потенциал соцсети. Аудитория сервиса, по данным comScore, насчитывает около 50 миллионов пользователей.
УДОБСТВО ПРЕЖДЕ ВСЕГО
"Облачная" служба Dropbox для хранения и синхронизации файлов может похвастаться аудиторией свыше 100 миллионов пользователей. В октябре прошлого года Dropbox привлек 250 миллионов долларов от пула инвесторов во главе с Index Ventures. Оценочная стоимость сервиса, по данным Forbes, на тот момент составляла свыше 4 миллиардов долларов. Однако Dropbox испытывает растущую конкуренцию как со стороны специализированных стартапов, так и со стороны сервисов крупных компаний - Microsoft SkyDrive, Google Drive и Apple iCloud. Поэтому для роста популярности сервис уже договорился об интеграции с соцсетью Facebook и почтовой службой Yahoo Mail.
Сервис Spotify, позволяющий слушать легальную музыку на компьютере и мобильных устройствах в потоковом режиме, интересен платящей аудиторией. По последним данным, сервисом пользуются порядка 24 миллиона человек по всему миру, из которых 6 миллионов используют его платную премиум-подписку. В прошлом году СМИ сообщали о том, что сервис готовился привлечь порядка 220 миллионов долларов инвестиций при оценке в 4 миллиарда долларов, однако был ли раунд завершен, не уточняется. Интеграция Spotify с Facebook, а также факт, что Google и Twitter недавно анонсировали собственные музыкальные сервисы, говорит о потенциальных перспективах ресурса как самостоятельно, так и в составе более крупных компаний.
Еще один медиасервис Shazam в конце апреля объявил о назначении новым гендиректором Рича Райли, который планирует подготовить компанию к первичному публичному размещению на бирже. Хотя конкретных планов IPO Shazam пока не анонсировал, его аудитория уже насчитывает более 300 миллионов пользователей в 200 странах мира. Помимо сервиса для распознавания музыки с мобильных устройств, компания также поддерживает приложение для просмотра телешоу и программ Shazam TV в США.
СЕРВИСЫ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ
Мессенджер WhatsApp предоставляет альтернативу SMS- и MMS-сообщениям для владельцев смартфонов. В апреле ряд СМИ сообщали, что Google ведет переговоры о покупке WhatsApp примерно за 1 миллиард долларов, однако руководство WhatsApp опровергло эту информацию. Простота использования и поддержка большинства мобильных платформ обеспечивает популярность WhatsApp – так, уже несколько месяцев он лидирует в рейтинге платных приложений для iPhone в российском разделе Apple App Store. По данным WhatsApp, каждый день пользователи сервиса отправляют друг другу более одного миллиарда сообщений.
Еще одним коммуникационным сервисом с потенциально высокой оценкой является служба бесплатных мгновенных сообщений и интернет-телефонии Viber. Хотя финансовая сторона деятельности стартапа пока остается в тени, Viber уже набрал аудиторию свыше 200 миллионов пользователей, а также запустил десктопную версию вдобавок к мобильным клиентам. Таким образом, сервис VoIP-телефонии вступает в прямую конкуренцию со Skype, который Microsoft в 2011 году приобрела за 8,5 миллиарда долларов.
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ
Сервис краткосрочной аренды жилья Airbnb два года назад получал неофициальную оценку капитализации свыше миллиарда долларов, а сейчас, по данным альтернативной биржи SharesPost, его активы оцениваются более чем в 2,5 миллиарда долларов. В июле прошлого года фонд Юрия Мильнера и Алишера Усманова DST Global инвестировал в Airbnb порядка 40 миллионов долларов. Сервис не раскрывает статистику своих пользователей, однако на его сайте доступны предложения жилья более чем в 33 тысячах городов и 192 странах мира.
Судьба скидочного сервиса LivingSocial – прямого конкурента Groupon - остается неопределенной с 2011 года, когда появились первые сообщения о возможном IPO компании. Сервис, оперирующий в 23 странах мира, за последние шесть лет привлек около 918 миллионов долларов инвестиций, причем порядка 29% компании принадлежит ритейлеру Amazon. В рамках последнего раунда инвестиций LivingSocial получил оценку порядка 1,5 миллиарда долларов. В первом квартале 2013 года чистый убыток LivingSocial составил 50 миллионов при выручке в 135 миллионов долларов, а аудитория сервиса насчитывает более 70 миллионов пользователей.
Еще одной привлекательной мишенью может стать компания Square, главой которой является основатель Twitter Джек Дорси. Она позволяет совершать мобильные платежи со смартфонов и планшетов при помощи банковской карты и адаптера, вставляемого в аудиоразъем устройства. По данным Square на ноябрь прошлого года, через его мобильную платформу прошли платежи на сумму около 10 миллиардов долларов. Технологии Square используют более 2 миллионов бизнес-организаций в США и Канаде, а в рамках последнего раунда инвестиций сервис привлек 200 миллионов долларов при оценке в 3,25 миллиарда долларов. В то же время, его конкурентами являются сервисы от крупных игроков рынка – PayPal Here и Google Wallet.
Число перспективных сервисов не ограничивается предложенной десяткой. По мнению директора по инвестициям фонда Runa Capital Гайдара Магданурова, последовать за Tumblr могут ресурсы с растущей аудиторией и вовлеченностью пользователей. "Хорошо выглядит Wix с 25 миллионами пользователей и возможностью создавать простые веб-сайты и страницы на Facebook. Также это может быть картографический сервис Waze с аудиторией в 50 миллионов пользователей и возможной монетизацией за счет мобильной рекламы", - говорит он.
В то же время, считает он, менеджмент крупных сервисов формата Spotify и Airbnb скорее выберет путь IPO, чем продажи. "Смутным остается будущее Foursquare - возможно, он будет приобретен кем-то из стратегических игроков, причем по цене ниже оценок последних раундов инвестиций", - отметил Магдануров.
В будущем перспективы на рынке также имеют рекомендательный онлайн-сервис Yelp, сервис для делового общения BranchOut, сайт о дизайне Fab.com, платформа для измерения вовлеченности пользователей Klout и другие. При условии выработки грамотной бизнес-модели они также смогут привлечь к себе внимание M&A-специалистов. Однако выбор в любом случае остается за руководителями стартапа, которые зачастую являются и его основателями.