МОСКВА, 20 мая - Прайм, Ольга Кирющенко, Лана Самарина. Первый год работы правительства Дмитрия Медведева трудно назвать удачным: темпы экономического роста снизились и продолжают падать, инвестклимат не улучшается, а слухи об отставке ключевых министров на этом фоне только крепнут, несмотря на публичное заступничество президента РФ и опровержения самого правительства.
Эксперты, опрошенные агентством "Прайм", называют основными недостатками правительства, приступившего к работе 21 мая 2012 года, его неспособность к принятию согласованных решений и отсутствие активных действий по изменению ситуации в экономике РФ. Главный оппонент нового правительства, экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин, в понедельник оценил его работу как неудовлетворительную и заявил, что не верит в улучшение ситуации в стране в этом году.
ЧИТАТЬ:Шойгу возглавил рейтинг министров кабинета Медведева>>>
СЕРЕНЬКО И СРЕДНЕНЬКО
Эксперты еще с прошлого года начали прогнозировать России рецессию в 2013 году. Позже к ним присоединилось и Минэкономразвития, которое сначала в одном из многочисленных сценариев не исключило спада ВВП. Затем глава министерства Андрей Белоусов предсказал рецессию осенью этого года, правда, только если не будут предприняты стимулирующие меры, которые МЭР тут же и предложило.
Однако эти предложения встретили бурную отповедь Минфина и ЦБ РФ, которые дружно выступили против предлагаемого Минэкономразвития смягчения бюджетной и монетарной политики. Не помогли ни обсуждения в правительстве, ни апрельское совещание у президента РФ Владимира Путина в Сочи.
"Впечатление такое, что правительство во многом еще занято преодолением противоречий внутри себя, и пока что не просматривается ответа на главный вопрос: какой будет новая посткризисная модель экономического роста", - отмечает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.
На этом фоне печально смотрится статистика первого квартала: рост ВВП РФ побил рекордный минимум, если не считать годы кризиса, и составил всего 1,6%, а рост инвестиций в основной капитал в РФ упал до 0,1% с 16,5% в первом квартале 2012 года.
Однако само правительство не разделяет пессимизма экспертов. "На мой взгляд, ситуация средненькая. Не происходит ничего сверхдраматичного, но и ничего хорошего не происходит, и это, наверно, больше всего всех раздражает - что непонятно, сможем ли мы вопреки мировым тенденциям выбраться на устойчивую траекторию роста", - сказал премьер Медведев на встрече с журналистами в воскресенье.
СПОРНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРАВИЛО
Одним из знаковых решений нынешнего кабинета эксперты называют принятие бюджетного правила, призванного ограничить рост госрасходов и снизить риски бюджета при падении цен на энергоносители. Однако последствия этого решения могут оказаться не самыми лучшими, считают сторонники стимулирования спроса и смягчения бюджетной политики.
"С одной стороны, можно считать достижением введение бюджетного правила. С другой стороны, самим же правительством оно все время ставится под сомнение, его целесообразность и возможность его сохранить", - говорит Гурвич.
По мнению сторонников правила, в том числе и самого премьера, оно обеспечит России макроэкономическую стабильность и более эффективное расходование бюджетных денег. Противники возражают, что закручивание бюджетных гаек всегда начинается с инвестиций и инфраструктурных проектов, а без них не создать дополнительные источники роста экономики.
"Бюджетное правило принять удалось, но толку от этого мало. Оно не делает российский бюджет устойчивее, а создает условия, мешающие стимулированию экономики в то время, как экономика в этом нуждается", - сказал главный экономист АФК "Система"
Уже есть сомнения, удержится ли бюджетное правило надолго. Если же формально оно и останется, найдутся лазейки, чтобы его обойти. Первым такую лазейку озвучил Путин, заявив, что 100 миллиардов рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в 2013 году могут быть вложены в инфраструктурные ценные бумаги. Заявление спровоцировало в экспертном сообществе дискуссию, является ли это нарушением бюджетного правила.
Эксперты тогда опасались, что, начав тратить "неприкосновенный запас", правительство уже не остановится. По-видимому, эти опасения подтверждаются: в конце апреля Белоусов заявил, что нашел пути в обход правила - например, тратить резервные средства через ВЭБ . Медведев, в свою очередь, обещал "распечатать" ФНБ при условии, что формально правило будет соблюдено.
"ДЕПРИВАТИЗАЦИЯ" И ПЕНСИИ
Неэффективность и низкое качество управления в госкомпаниях – еще один фактор, по мнению экспертов, тормозящий рост экономики РФ. "Те самые госкорпорации, на которые делался упор как на локомотивы роста, когда они создавались, они и ввели нас фактически в эту стагнацию", - считает замдиректора института "Центр развития" ГУ-ВШЭ Валерий Миронов.
Понимают эту проблему и в самом правительстве. Одной из основных задач, поставленных Медведевым перед кабинетом министров сразу после его назначения, было ускорение приватизации крупных госкомпаний. Однако по факту правительство за год работы ограничилось продажей частным инвесторам миноритарных пакетов в крупных компаниях, что не меняет расклад сил частного и государственного сектора и не вносит заметных корректив в деятельность этих компаний.
Экс-министр финансов Кудрин ранее заявил, что в РФ идет процесс "ползучей деприватизации", когда основными покупателями становятся сами госкомпании. Подпортила впечатление и ситуация с портом "Ванино" . Структура "Мечела"
Еще одним явным провалом правительства стало повышение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, в результате которого их платежи выросли почти вдвое с января 2013 года - с 17 тысяч почти до 36 тысяч рублей. "В итоге мы лишились полумиллиона индивидуальных предпринимателей – они закрылись и снялись с учета. Для разрешения этой проблемы сейчас предлагаются не самые оптимальные меры", - говорит президент "Деловой России" Александр Галушка.
Ошибочность принятого решения признали и президент, и само правительство. В результате оно поддержало депутатский законопроект, уменьшающий размер страховых отчислений для индивидуалов. Сейчас он находится на рассмотрении в Госдуме.
Как неудачные оценивают эксперты и действия правительства в области пенсионной реформы. "Пенсионная реформа – колоссальный провал практически по всем параметрам: ни нормального общественного обсуждения, ни нормальной пенсионной системы, ни сделать в срок не смогли", - говорит Надоршин.
ДАЙТЕ СРОК
Критики правительства припоминают ему и нереалистичную стратегию-2030; и проблемы регионов, на которые свалились дополнительные требования по реализации майских указов президента, а средств и источников доходов не предоставили; и спешно утверждаемые госпрограммы, которые никак не коррелируются между собой. Но главный упрек - это бездействие и отсутствие четкого плана работы.
"Должна быть программа. Сегодня мы не имеем программы разворота страны от нефтяной зависимости, где бы мы четко отдали каждой мере, деньгам и институциональной реформе, регионам должное место. Вот в чем проблема", - высказал президенту в ходе "прямой линии" свое мнение о правительстве Кудрин. Система полумер и полуреформ сегодня не сработает, и Россия не избавится от нефтяной зависимости, уверен он.
В защиту правительства можно сказать, что год – еще не срок для подведения итогов. "Результаты пока не очень видны. Но от правительства очень часто требуют результаты через 100 дней, один год. Вдумчивая долгосрочная политика правительства требует мер, реализация которых дает результат только спустя какое-то время. К сожалению, это подталкивает любое правительство принимать меры, которые направлены на решение сиюминутных задач и затыкание каких-то дыр", - считает главный экономист по России и странам СНГ банка HSBC Александр Морозов.
Несмотря на предсказания экспертов, которые регулярно предрекают отставку как наименее популярных министров, например, министра образования Дмитрия Ливанова, так и всего правительства, кабинету министров, видимо, будет дан шанс доказать свою эффективность. В ходе "прямой линии" в апреле Путин публично заступился за правительство, отметив, что спрос со всех уровней власти должен быть жестким, но правительство не работает еще и года, и ему надо дать возможность проявить себя.
С другой стороны, в начале мая стало понятно, о каком жестком спросе идет речь: вице-премьер и руководитель аппарата правительства Владислав Сурков был уволен "по собственному желанию". Политологи назвали основной причиной этой отставки недовольство президента ходом выполнения его майских указов. По мнению экспертов, отставка Суркова – это и есть сигнал правительству, от которого требуются четкая программа и активные действия по выводу России из достаточно шаткого экономического положения.