МОСКВА, 23 мая - Прайм. Производство автомобилей в России в мае и по итогам первых пяти месяцев может замедлиться еще больше по сравнению с апрелем и первым кварталом текущего года, считают эксперты, опрошенные агентством "Прайм".
Такая тенденция - следствие продолжающегося падения спроса из-за насыщения рынка и роста ставок кредитования, отмечают аналитики.
ВЫПУСК СОКРАЩАЕТСЯ
Согласно данным Росстата, выпуск легковых автомобилей в РФ в январе-апреле 2013 года вырос всего на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 624 тысяч единиц. При этом по итогам первого квартала производство легковых машин в РФ увеличилось на 3,3% - до 459 тысяч единиц. Таким образом, темпы роста выпуска легковушек в стране заметно снизились.
"Производство зависит от рынка, поэтому если продажи снижаются, то объемы выпуска машин тоже уменьшаются. При этом темпы падения могут быть сопоставимы с отрицательной динамикой реализации", - комментирует ведущий аналитик агентства "Автостат" Азат Тимерханов.
В мае-июне производство может постепенно сократиться на 4-5% по сравнению с началом года, считает Андрей Шенк из "Инфесткафе".
В свою очередь, менеджер "Эрнст энд Янг" Сергей Капьев отмечает, что, несмотря на то, что сегодня наблюдается замедление в динамике объемов производства, однако оно будет отличаться от падения продаж.
"В связи с обязательствами иностранных автопроизводителей по увеличению объемов производства в России и объявленными планами по локализации новых моделей в России, динамика объемов производства будет отличать от динамики объемов продаж в лучшую сторону", - говорит эксперт.
ПРОДАЖАМ - НУЛЕВОЙ РОСТ
Относительно изменения объемов продаж аналитики сходятся во мнении, что роста рынка не будет, скорее наоборот.
Напомним, что по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе-апреле 2013 года сократились на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 862,298 тысячи штук. При этом в апреле падение составило 8%, было продано 245,334 тысячи автомобилей.
"В мае мы также не увидим положительной динамики продаж как относительно мая 2012 года, так и относительно апреля 2013 года, несмотря на акции и специальные предложения, которые многие производители продлили до конца мая, так как в этом году мы имели достаточно продолжительные праздники и растянувшийся сезон отпусков с конца апреля до последних недель мая. Отложенный спрос мая будет реализован в июне, что будет способствовать лучшей динамике. Многие автопроизводители уже продлили свои акции до конца июня. Продажи июня будут показательными и позволят сделать адекватную оценку продаж на вторую половину 2013 года. Как и по итогам марта, мы видим, что спрос сохраняется в премиум и эконом сегментах, позволяя маркам демонстрировать положительную динамику. Продажам массовых марок поддержку основную оказывают собственные программы кредитования автопроизводителей, а также обновление модельного ряда или вывод новых моделей: Lada Granta, Renault Duster, Toyota Rav 4 и некоторые другие", - говорит Капьев.
С тем, что рассчитывать на рост продаж автомобилей в мае однозначно не приходится, согласен Тимерханов.
"В лучшем случае, можно надеяться на повторение итогов мая 2012 года. Но наиболее реальным все же видится снижение объемов реализации, поэтому тренд, заложенный в марте этого года, когда началось сокращение продаж, скорее всего, продолжится и в мае. Вполне возможно, что по итогам последнего месяца весны, оно составит в пределах 10%. Соответственно, по прошествии пяти месяцев темпы падения также могут усилиться (в январе – апреле этот показатель оставляет 2%)", - уверен он.
"По итогам мая будет нулевой рост, в крайнем случае - плюс 1%", - считает Шенк.
ПРИЧИНЫ ИЗВЕСТНЫ
Причины замедления темпов производства и продаж известны, отмечают эксперты.
"Все-таки рынок насытился, покупательская способность населения соответствует нынешнему состоянию экономики, смягчения условий кредитования не происходит, а каких-либо стимулирующих программ со стороны правительства нет", - подчеркивает Тимерханов.