МОСКВА, 28 мая - Прайм. Участники российского рынка органической продукции, который до сих пор законодательно не регулируется, начинают все громче заявлять о себе: весной этого года в РФ возникли сразу два отраслевых союза. Обе организации задались единой целью - создать цивилизованную регулируемую отрасль органического сельского хозяйства, которая в будущем не будет уступать европейскому и американскому рынкам.
Так, 17 мая ряд компаний, а именно "Агранта" (сельхозпроект "АгриВолга", сеть магазинов "ОрганикМаркет"), "Азбука вкуса", корпорация "Органик" (Экологическое хозяйство "Спартак", сеть "Био-Маркет") и "Аривера" подписали меморандум о создании Национального органического союза (НОС).
Вслед за этим другие участники рынка объявили о начале юридической регистрации еще одной отраслевой организации – Национального союза поддержки и развития органического сельского хозяйства (или Союз органического земледелия). Причем, его учредители отметили, что союз фактически работает уже с марта. Его поддерживают более 20 участников рынка, в том числе холдинг "ЭкоНива", "Назарьевская слобода" (Рязанская область), "Чистая еда" (Краснодарский край), ООО "Тракенен" (Калиниградская область), фермеры.
Как пояснил агентству "Прайм" источник, знакомый с ситуацией, инициаторы создания обоих союзов начинали вместе работать над законопроектом об органической сельхозпродукции, однако затем их видения по развитию отрасли разошлись.
По словам председателя совета директоров ГК "Агранта" (один из учредителей НОС) Сергея Бачина, создание нескольких "точек роста" связано с тем, что рынок находится в самом начале объединительного процесса. "Я думаю, надо подождать какое-то время и посмотреть на нашу отрасль через полгода-год. С большой долей вероятности, я надеюсь, это будет единое цельное образование", - сказал он на пресс-конференции НОС в РИА Новости во вторник.
ЗАКОНА ДО СИХ ПОР НЕТ
В России до сих пор нет законодательной базы в сфере органической сельскохозяйственной продукции. Нет ни официального понятия "органическая продукции", ни ее стандартов. Создание профильного закона затягивалось несколько лет, однако в конце 2012 года Минсельхоз, после обращения экофермеров, доработал законопроект. Сейчас документ находится на стадии согласования.
"Сейчас практически любой может назвать свою продукцию органической, это вопрос только честности производителя", - объяснил суть проблемы на пресс-конференции исполнительный директор сети супермаркетов "Азбука вкуса" Сергей Коршунов.
Профильный закон позволит создать на рынке справедливую конкуренцию. Поэтому оба новых союза заявили, что их первоочередная цель - содействие созданию закона, который позволит производителям экопродукции получать единый официальный сертификат соответствия. Сертифицировать экопродукцию, как ожидается, будет специальное агентство, аккредитованное государством. В таком случае будет единый для всех стандарт и общепринятая маркировка.
"Экспортируя органическую продукцию из России, мы сталкиваемся с недоверием европейцев. Я вижу большую перспективу развития органического сельского хозяйства в России, как на внутреннем рынке, так и в плане экспорта. Участникам рынка необходимо вместе добиваться принятия единых правил игры, стандартов качества, согласованных с европейскими", - отметил в свою очередь президент ГК "ЭкоНива" Штефан Дюрр, комментарий которого приводится в распространенном во вторник сообщении Союза органического земледелия.
Причем для среднего и малого бизнеса, производство органической сельхозпродукции - чуть ли не единственный способ выжить, неоднократно отмечали разные эксперты. Дело в том, что биопродукция более дорогая по сравнению с продукцией из индустриального сектора, а спрос на нее в России растет "лавинообразно", заметил во вторник Коршунов.
Как рассчитывает Бачин, отраслевое законодательство может заработать в РФ в течение двух-трех лет.
До этих пор рынок будет продолжать развиваться на принципе добровольной сертификации. "И очень важно, что все участники рынка разделяли общие принципы органического производства, придерживались системы оценки, соответствующей международным системам сертификации", - продолжил Бачин. По его словам, европейский рынок экопродукции "по-настоящему организовался" только 12 лет назад, при этом в отдельных странах, в частности Швейцарии, до сих пор действует добровольная система сертификации.
ОТ МИЛЛИОНОВ ДО МИЛЛИАРДОВ
Органическая продукция (экопродукты или биопродукты) — это пищевая продукция, которая изготовлена по специальным правилам, предусматривающих отказ от использования или минимизацию использования синтетических минудобрений, пестицидов, регуляторов роста, искусственных пищевых добавок, а также исключающих использование генетически-модифицированных продуктов.
Из-за отсутствия единой системы стандартов, российский рынок органической продукции изменить сложно. Его примерный объем, по словам Бачина, можно оценить примерно в 100 миллионов долларов в год. Для сравнения: в Европе объем рынка оценивается в 30 миллиардов долларов, примерной такой же по объемам рынок и в Северной Америке.
В материалах Союза органического земледелия отмечается, что сегодня органическое сельское хозяйство – мировой тренд, оно практикуется в 160 странах мира. При этом в 84 странах действуют собственные законы об органическом сельском хозяйстве. По данным Международной федерации движений экологического сельского хозяйства (IFOAM), мировые продажи органических продуктов достигли 59 миллиардов долларов в 2010 году. В 2020 году ожидается оборот в сфере органического сельского хозяйства в пределах 200–250 миллиардов долларов. По данным Evromonitor international, в 2012 году продажи органических продуктов в России выросли на 7,8 % по сравнению с 2011 годом и достигли 148 миллионов долларов. По прогнозам экспертов, за период с 2010 по 2015 год рынок органических продуктов в России вырастет на 30%.
Однако основу российского экорынка составляет импортная продукция. По словам представителя "Азбуки вкуса", в ассортименте сети 98% экопродукции - импортная. В перспективе, как рассчитывают в НОС, доля отечественной продукции займет основную долю рынка.
ЭКОПРОДУКТЫ СТАНУТ ДЕШЕВЛЕ
"Надеемся, что с созданием союза компаний, которые занимаются органическим сельхозпроизводством, будет все больше и больше, и соотношение российской и зарубежной продукции будет меняться. Сначала это будет 50% на 50%, но в конце концов постепенно придем к тому, что весь спектр продуктов будет производиться здесь ", - отметил на пресс-конференции руководитель службы GR корпорации "Органик" Олег Мироненко. В первую очередь российские производители смогут заместить зарубежных в сегменте овощей и ряда фруктов, затем – в сегменте мяса, пояснил Коршунов.
При этом, органическая продукция в России будет становиться все дешевле при увеличении количества производителей, считают сами участники рынка. "Чем больше будет в РФ производителей органической продукции, тем больше со временем будет снижаться ее стоимость по сравнению с обычными продуктами", - сказал президент ООО "Аривера" Илья Калеткин.
Бачин обратил внимание, что экопродукция будет всегда дороже, чем "обычные" продукты, так как ее производство обходится дороже, чем в индустриальном секторе, в том числе из-за того, что зачастую используется ручной труд. "Но если сегодня ее себестоимость на 40% выше, то через два-четыре года по мере стабилизации рынка она будет дороже только на 20%" - сказал он.
Причем в последние годы меняется структура потребительской аудитории. Сейчас 45% потребителей экопродукции, по крайней мере, в сети "Био-Маркет" составляют в основном молодые семьи с маленькими детьми, утверждает Мироненко. Значительная доля тех, кому необходимо по состоянию здоровья придерживаться специальной диеты, и кто ведет здоровый образ жизни. "То есть люди начинают следить за своим здоровьем и за здоровьем своих детей", - отметил он.