ПАРИЖ, 5 мая - РИА Новости, Данил Низамутдинов. Метро - это привычное для многих слово вошло в обиход благодаря парижскому метрополитену (от фр. "сhemin de fer metropolitain" - столичная железная дорога), одному из старейших и наиболее известных в мире. Первая линия подземки была открыта в 1900 году, спустя 113 лет парижское метро - это шестнадцать линий, 303 станции, 220 километров путей и более 1,5 миллиарда пассажиров в год.
РАЗВИТИЕ
Метро, пусть и не самое красивое, давно стало одним из символов столицы Франции. Это подземка в классическом понимании - лишь два десятка ее станций расположены на поверхности. Отличительной особенностью метрополитена Парижа является небольшое расстояние между станциями, в среднем около полукилометра - зачастую, заглянув с перрона в тоннель, можно увидеть, как поезд подходит на другую станцию. Исторически станции строились под улицами, а их расположение примерно соответствовало автобусным остановкам.
Метро динамично развивалось, власти не боялись инноваций. Так, уже в 1930-е годы на некоторых станциях были установлены интерактивные схемы метрополитена: пассажир нажимал на соответствующие названиям станций кнопки, а на табло со схемой загорались лампочки, обозначающие наиболее подходящий маршрут. В 1950-х годах появились первые поезда на шинном ходу, которые позволили понизить уровень шума и увеличить среднюю скорость движения, что сделало возможным увеличение числа подвижных составов, одновременно обслуживающих линию. Сегодня поезда на шинах ходят на пяти ветках метро.
В 1998 году в эксплуатацию была введена современная полностью автоматизированная 14-я линия метрополитена, движение на которой осуществляется без машинистов. В последние годы была автоматизирована еще одна линия - старейшая, 1-ая ветка парижского метро. Обе линии обслуживают поезда без деления на вагоны - они напоминают большого червяка, из головы в хвост которого можно пройти во время движения.
УПРАВЛЕНИЕ
Парижский метрополитен (наряду с автобусами, трамваями и отдельными участками электричек RER) находится в ведении двух государственных структур - RATP (Автономное управление парижского транспорта) и STIF (Синдикат транспорта столичного региона Иль-де-Франс). Эксплуатацией метро по многолетнему контракту со STIF занимается RATP, эта же структура является формальным владельцем линий и станций, тогда как STIF отвечает за подвижной состав. Впрочем, так было не всегда: с момента создания и до конца второй мировой войны концессия на Парижский метрополитен принадлежала частному акционерному обществу. Но после войны компания была национализирована, разделив участь многих других частных предприятий, владельцев которых обвинили в коллаборационизме.
В 2009 году необходимость привести законодательство в соответствие с нормами Евросоюза стала причиной реформирования традиционной формы управления.
Благодаря изменениям, рынок общественного транспорта парижского региона формально стал открыт для конкуренции.
Именно формально. Так, сегодня при запуске новых проектов STIF должен обеспечить конкуренцию операторов, однако для уже существующих дорожно-транспортных сетей установлен очень длительный переходный период, на протяжении которого городской транспорт будет находиться под управлением региональных и муниципальных властей. Для метро этот срок составляет 30 лет.
Между тем, Франция всегда была одной из самых «социалистических» капстран, где сильно развит государственный сектор и ключевыми отраслями ведают госмонополии, поэтому пока серьезных перемен ожидать не стоит. По данным экспертов, на ближайшие годы никаких приватизационных планов, связанных с метрополитеном, у французского государства нет, даже невзирая на огромный бюджетный дефицит. Тем более вряд ли стоит ожидать изменений при правительстве социалистов, которые по определению выступают против размывания госсектора.
ФИНАНСИРОВАНИЕ
Финансирование работы метро (техническое обслуживание, закупка и установка оборудования и заработная плата служащих) осуществляет RATP, при этом цены на билеты и рост тарифов устанавливаются властями. В настоящее время стоимость одной поездки на метро и других видах городского транспорта составляет 1,7 евро, но если покупать сразу 10 билетов, то цена одного составит 1,3 евро. Как и в большинстве стран мира, доходы от общественного транспорта не покрывают всех расходов на его содержание. Дефицит покрывает STIF за счет дотаций из регионального бюджета и транспортного налога, который в столичном регионе платят все предприятия с численностью работников более девяти человек.
В 2012 году RATP вложило в развитие метрополитена 542 миллиона евро - 36% от своего общего годового инвестиционного бюджета. Большая часть этих средств была потрачена на завершение полной автоматизации 1-й линии метро, а также на модернизацию подвижного состава и оборудования на линиях 5, 9 и 14. Кроме того, были проведены работы по удлинению линии 12 и совершенствованию информационной системы метрополитена.
НОВЫЙ БОЛЬШОЙ ПАРИЖ
Серьезный объем работ предстоит проделать RATP в 2013 году в рамках реализации планов создания нового Большого Парижа. Если говорить конкретно о метро, то уже полным ходом идут работы по удлинению 4-й и 14-й линий, на очереди - 11-я линия. Парижское метро уже давно шагнуло в ближние пригороды, а теперь будет забираться все дальше и дальше от города.
Например, 14-ю ветку планируется дотянуть до Орли, где расположен аэропорт и куда сейчас можно добраться либо на электричке, либо на автобусе по вечно забитой автостраде.
Но метро - не единственная забота RATP: готовится открытие двух новых линий скоростного трамвая, серьезные вложения должны быть сделаны в обновление автобусного парка и подвижного состава RER. Кроме того, компания намерена продолжить активную работу за рубежом и принять участие в реализации проектов развития городского транспорта в ряде европейских стран, США и на Ближнем Востоке.