Сегодня в Москве состоялась научно-практическая конференция на тему: «Взаимодействие ОАО «РЖД» с морскими портами и развитие мультимодальных, смешанных сообщений».
В мероприятии приняли участие первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов, старший вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Краснощек, стас-секретарь - заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов, первый заместитель председателя комитета ГД РФ по транспорту Евгений Москвичев, руководители морских портов, стивидорных компаний, а также представители исполнительной и законодательной власти, транспортных ассоциаций, гильдий и союзов, перевозчики, операторы, экспедиторы, грузовладельцы.
Выступая с докладом на открытии конференции Вадим Морозов рассказал об итогах взаимодействия ОАО «РЖД» с морскими портами в 2012 году и в настоящее время, отметив, что сегодня железнодорожным транспортом перевозится основной объем экспортных-импортных и транзитных грузов рост, что соответственно положительно отражается и на грузообороте морских портов.
В 2012 г. в адрес российских портов отгружено 232,5 млн.т. экспортных грузов, в том числе 1/3 этих грузов приходится на порты Дальнего Востока (75,8 млн.т.), 24% экспорта отправляется через порты юга России, 43% отгружается через северо-западные порты.
Выгрузка вагонов с экспортными грузами осуществлялась на уровне 71% от перерабатывающих способностей портов, что говорит о недозагруженности портовых мощностей, которые потенциально могли переработать почти на 40% больше экспортных грузов. Однако сложные погодные условия привели к снижению темпов выгрузки и накоплению вагонов на ряде припортовых железных дорог. Среднесуточное количество вагонов с экспортными грузами на припортовых железных дорогах в ожидании выгрузки на 1,5 тыс. вагонов превышало установленный норматив и возросло по сравнению с 2011 г. на 3,3 тыс. вагонов в сутки, составив 26,5 тыс. вагонов.
Первый вице-президент ОАО «РЖД» обратил внимание участников конференции на проблему неравномерности загрузки российских портов. В 2013 г. погрузка экспорта через порты северо-западного бассейна возросла по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 6%, составив 44 млн.т. Через порты Дальнего Востока падение погрузки составило 10%, достигнув 29 млн.т. Также на 13% сократилась погрузка экспортных грузов в адрес портов юга России, составив 21,2 млн.т. На их долю сейчас приходится 22% российского экспорта. Таким образом, налицо - снижение объемов грузоотправок в направлении портов юга и востока России. При этом крупные порты работают достаточно активно, а более мелкие порты недозагружены.
- Для того чтобы стимулировать грузоотправителей, нами предприняты меры по снижению тарифов в направлении южных портов России (в частности для грузов черной металлургии), - сообщил Вадим Морозов.
Участники конференции отметили, что одной из системных проблем остается скопление вагонов с грузами в «брошенных» поездах на подходах к портам и на припортовых станциях в ожидании подачи на морские терминалы из-за превышения терминалами норм на выполнение грузовых операций, а также скопление невостребованных после выгрузки вагонов. Этому способствует, в том числе, отсутствие нормативно закрепленных норм, устанавливающих ответственность за непроизводительный простой вагонов на инфраструктуре общего пользования, за невыполнение качественных и количественных показателей переработки грузов.
Сергей Аристов рассказал, что в настоящее время уже подготовлен законопроект, который в ближайшее время будет рассмотрен Правительством РФ и внесен в Государственную Думу.
- Мы ставим вопрос, чтобы собственник подвижного состава повышал показатели оборота вагонов, коэффициент использования в грузовом рейсе, а грузоотправители и грузополучатели минимизировали время погрузки и выгрузки. То есть мы вводим понятие платности за нахождение грузового вагона на путях.
По мнению участников конференции, только общая заинтересованность (ОАО «РЖД», порт, грузовладелец) в четкой и слаженной организации процесса позволит наладить ритмичный и бесперебойный подвод грузов в порт, накопление судовой партии и организовать отправку груза морским транспортом
*****
ОАО «РЖД» со своей стороны, уделяет повышенное внимание развитию железнодорожной инфраструктуры на подходах к морским портам. Так в декабре 2012 г. на линии Комсомольск-на-Амуре - Ванино был открыт новый Кузнецовский тоннель существенно повысивший пропускную способность направления в порт Ванино до 21 пары поездов в сутки и дал возможность увеличить вес поездов с 4700 т. до 5600 т.
Кроме того, для организации бесперебойного и рационального процесса перевалки грузов в портах при одновременном обеспечении эффективного взаимодействия всех участников перевозочного процесса, принимающих участие в доставке грузов различными видами транспорта, ОАО «РЖД» прорабатывается вопрос создания информационно-логистических центров (ИЛЦ). В качестве пилотного реализуется проект ИЛЦ Усть-Лужского транспортного узла. Также в настоящее время ОАО «РЖД» активно прорабатывается вопрос организация перевозок вагонов в железнодорожно-паромном сообщении Усть-Луга - Засниц по безбумажной технологии с применением электронной накладной ЦИМ/СМГС.